В мировом рейтинге качества дорожного покрытия мы находимся между Румынией и Мозамбиком. По-прежнему у нас могут заделывать яму, прибив к асфальту лист фанеры или закидывая горячий асфальт в ледяную воду. И только у нас люди могут отмечать такой праздник, как «День рождения ямы».
«День рождения ямы» в Ульяновске отмечают с 2013 года. Михаил Задорнов на одном из выступлений заметил, что если над проблемой посмеяться, она исчезнет. Но сколько наши сограждане ни смеются, дыры в асфальте никуда не пропадают. И каждый год, когда сходит снег, передвигаться по ним можно лишь на внедорожнике, а в некоторых местах — на тракторе.
Но что творится с нашими дорогами? Чиновники и ответственные за эксплуатацию компании в один голос утверждают: во всём виноват климат! Почему тогда в Финляндии или Норвегии, странах с весьма схожим климатом, дороги в прекрасном состоянии? А ответ прост: их дороги прокладывают, соблюдая нормы, а наши — по совсем иным правилам. Во многих европейских странах компания — строитель дороги впоследствии сама же её и эксплуатирует. То есть любой дефект — это её зона ответственности и её кошелёк. Там давно просчитано, что делать качественно — дешевле. У нас же всё иначе. Как правило, строят одни, обслуживают другие. Первые стараются сэкономить на всём подряд, вторые идут тем же путём, ремонтируют, стараясь не потратить ни одного лишнего рубля. Сейчас эту модель пытаются ликвидировать. Однако дороги лучше не станут, и сейчас я объясню почему.
Сегодня в арсенале дорожных служб есть приборы, которые не просто показывают толщину асфальта, а выводят на экран состояние всех слоёв подложки. Картина страшная: во многих случаях это совсем не нормальный «пирог» с ровными слоями одной толщины, а абсолютно рваная гистограмма. Как говорят эксперты, заменить на такой дороге асфальт — это выброшенные деньги, поскольку он быстро придёт в негодность. «Пирог» такой дороги можно лишь полностью удалить и проложить все слои заново. Но таких средств просто нет в бюджете, поэтому ремонт — наше всё.
А теперь перейдём к другой теме: есть данные, утверждающие, что каждое пятое ДТП в нашей стране происходит по причине плохих дорог. Сразу скажу, цифра условная, поскольку весьма собирательная. И далеко не всегда в аварии виновата яма. Это может быть неправильно выставленное ограждение или не установленный в нужном месте знак. Хотя часто именно выбоина в асфальте становится причиной ДТП или серьёзной поломки машины.
Не надо думать, что, разбив колёсный диск о яму, вы не получите компенсации. Да, сделать это не очень просто, но можно. Не будем рассматривать тяжёлые аварии, в которых пострадали несколько машин, возьмём самую простую. Предположим, что во время движения по дороге ваш автомобиль угодил в яму: повреждён передний бампер, разорвана шина и треснул диск. Первое, что нужно сделать в этом случае, — остановиться и выставить знак аварийной остановки. Сделать фотографии с места происшествия, и если есть свидетели, попросить их оставить номера телефонов. Далее вызываем на место ГИБДД.
Стоит внимательно следить за составлением протокола. Сотрудники ГИБДД должны замерить яму и занести все параметры ДТП, в том числе и повреждения автомобиля. Если на место удастся вызвать представителя компании, которая обслуживает этот участок дороги, — вам повезло. Если машина не может передвигаться своим ходом, вызывайте эвакуатор. Но важно, чтобы любые ваши расходы были подтверждены на бумаге, лишь в этом случае можно рассчитывать, что вам их компенсируют. Конечно, бывают ситуации, когда выиграть дело не удаётся. Скажем, на шоссе были установлены знаки, обозначающие опасный участок дороги, а вы неслись на всю катушку. Но всё же во многих случаях автовладелец получает компенсацию.
Судиться или нет с компанией, которая отвечает за дорогу, — личное дело каждого. Одни считают, что проще купить новое колесо, чем бегать по судам. Другие даже при пустяковом случае стараются из принципа доказать свою правоту. И чем больше «принципиальных» будет среди автолюбителей, тем ответственнее будут относиться к работе эксплуатирующие организации. И как знать, может быть, и в Ульяновске перестанут отмечать «День рождения ямы».
Читайте также:
Ремонт дорог в Реутове продолжится до последней ямы
Выкрасить и выбросить: отчего комплексное развитие Кольцевой не сработает
Пропусти «скорую»: отчего водители неохотно уступают дорогу «неотложке»
Сила жезла: что может «полосатая палочка»
Реутов возглавил «асфальтовый» рейтинг Подмосковья