На актуальные вопросы по использованию газа в быту и обеспечению его безопасности ответил заместитель главы администрации Реутова Владимир Климов.
— Владимир Александрович, в последнее время часто говорят о взрывах бытового газа, в том числе в Московской области. Как вы думаете, в чём причина участившихся аварий?
— Главная проблема, конечно, не в самом газе. Взрывы, как правило, случаются из-за износа оборудования (соединения, вентили, конфорки) и вызванных им утечек. Многим газовым плитам и колонкам в квартирах наших жителей более 10–15 лет. А те, кто купил новую газовую плиту или колонку, — как часто на установку вы приглашаете газовщика, а не соседа по подъезду?
Отсутствие регулярного обслуживания и приборного контроля утечек — вот питательная среда для взрывов и пожаров.
— А существует ли служба, отвечающая за обнаружение и устранение утечек? Сам же не будешь ходить по соседям и проверять?
— Сейчас ответственность за безопасное использование газа распределена между жителями, управляющими компаниями или ТСЖ, поставщиком газа и сервисными компаниями. Так что от согласованного взаимодействия всех сторон в конечном счёте и зависит наша общая безопасность. Так было не всегда. До 2005 года плата за техническое облуживание внутридомового (ВДГО) и внутриквартирного газового оборудования (ВКГО), взималась через платёжку за квартиру автоматически, а ответственность за безопасность его использования нёс Мособлгаз.
В 2013 году Правительство РФ утвердило Постановление № 410, которое разделило плату за ВКГО и ВДГО. После его принятия ответственность за обслуживание ВГКО легла на плечи собственников жилья, которые должны самостоятельно заключить договор и сами его оплачивать, а ответственность за работу и безопасность ВДГО осталась в ведении управляющих компаний и ТСЖ.
Кроме того, в сентябре 2015 года вышла новая редакция постановления. По решению Верховного суда права на обслуживание газового оборудования были возвращены региональным специализированным организациям, имеющим штат сотрудников, технику и оборудование для выполнения такого рода работ, а также получившим допуск саморегулируемым организациям (СРО).
На практике это решение не выполнялось — убедить жильцов в необходимости заключать договоры и вносить ежемесячную плату оказалось невозможно.
В связи с неисполнением гражданами требований по заключению договоров на техническое обслуживание (ТО) ВКГО в срок до 01.10.2017, распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства от 01.08.2017 № 147-РВ был утвержден Порядок заключения договоров на ТО ВКГО в газифицированных многоквартирных домах на территории Московской области посредством акцепта договора оферты.
— Не могли бы вы объяснить, что это означает на практике?
— Для того чтобы заключить договор, собственнику достаточно оплатить в общей квитанции ЕПД сумму за «техническое облуживание газового оборудования». Теперь он считается согласившимся на заключение договора о ТО ВКГО. После этого собственнику нужно позвонить в единую диспетчерскую службу (ЕДС) Реутова по телефону (495) 777-60-00 и оставить заявку на проведение работ по ТО ВКГО в любое удобное для него время (круглосуточно и без выходных).
В оговорённое время специалисты газовой службы приедут к вам домой, проведут работы по ТО ВКГО, заключат договор с предоставлением всего пакета документов (договор, акты выполненных работ, акты обследования и устранения недостатков, памятка по безопасному использованию газа в быту) и автоматически в течение всего срока действия договора будут нести ответственность за состояние и исправность газового оборудования.
Более того, любые аварийные заявки по неисправности газового оборудования, поданные в ЕДС, будут выполняться абсолютно бесплатно в течение действия договора в круглосуточном режиме.
— Почему в платёжный документ в качестве такой службы была включена компания «Проект-Сервис Групп»?
— Администрацией Реутова был проведён мониторинг специализированных организаций по обслуживанию ВКГО. Были направлены запросы в несколько специализированных организаций, осуществляющих техническое обслуживание ВДГО и ВКГО на территории нашего города, о предоставлении следующей информации:
1. Регистрация организации в Реестре уведомлений об осуществлении деятельности в сфере ТО и ремонта ВКГО в МКД (реестр Госжилинспекции МО). Данный реестр вы можете найти на сайте ведомства, он содержит 261 наименование, из них ТО ВКГО имеют право осуществлять 242 компании.
2. Прайс-лист на услуги по ТО ВКГО.
На основании полученных прайс-листов самую низкую годовую стоимость по ТО ВКГО предложила специализированная организация ООО «Проект-Сервис Групп»: ТО газовой плиты, 4 горелки — 1100 рублей, проточный водонагреватель — 1700 рублей. В среднем по Московской области цена за годовое ТО газовой плиты составляет 1100–1400 рублей, проточного водонагревателя — 1700–2000 рублей, а газового котла — 2700–3500 рублей.
3. Наличие офиса организации в городе.
В нашем городе офис ООО «Проект-Сервис Групп» уже много лет работает по адресу Юбилейный проспект, д. 49.
4. Количество аттестованных сотрудников, осуществляющих мероприятия по обслуживанию.
У ООО «Проект-Сервис Групп» в штате более 50 аттестованных специалистов, в других компаниях это число немногим более 15–20 человек.
5. Круглосуточное аварийно-диспетчерское обслуживание в рамках предлагаемого тарифа.
По результатам проведённого мониторинга компания ООО «Проект-Сервис Групп» была отобрана по пяти критериям как организация, представившая лучшее предложение.
Кроме того, при выборе компании мы обращали внимание на наличие у неё допусков СРО в строительной и жилищно-коммунальной сферах. Членство в СРО гарантирует клиентам возмещение финансовых претензий из средств страховых фондов.
Результат отбора администрация города направила в ООО «МосОблЕИРЦ» с рекомендацией о заключении договора.
— Что делать, если я заключил договор на обслуживание газового оборудования ещё до выхода оферты и включения строки «ТО ВКГО» в платёжку?
— Вы можете остаться на обслуживании у своего поставщика услуг. Просто предъявите копию договора в офисе ЕИРЦ, и вам будет сделан перерасчёт. Вы также можете в любой момент заключить договор с любой специализированной организаций, но, как показала практика, с целью надлежащего контроля целесообразнее заключать договор с одной специализированной организацией путём проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
— Как формируются цены на ТО ВКГО?
— Цены за обслуживание и ремонт ВКГО зависят от количества газового оборудования, установленного в квартире собственника, а также от утверждённого прейскуранта цен на предоставляемые услуги специализированной организации. Иными словами, размер жилой площади или количество прописанных в квартире людей на стоимости обслуживания не скажутся.
— Многие жители, которым задаёшь вопрос: «Знают ли они о техническом обслуживании газового оборудования?», пожимают плечами. Что подразумевает это загадочное ТО ВКГО?
— Это целый комплекс услуг: круглосуточное аварийно-диспетчерское обеспечение, техническое обслуживание и обеспечение ремонта газового оборудования, а самое главное, на мой взгляд, — предупреждение чрезвычайных и аварийных ситуаций.
В рамках денежных средств, оплачиваемых по договору за техническое обслуживание и ремонт, выполняется перечень обязательных работ, прописанных в Постановлении Правительства РФ № 410. В их числе — смазка регулировочных кранов на приборе, прочистка горелок, смазка крана на отпуске или его замена, проверка на герметичность (опрессовка) прибора и газопровода, проверка работоспособности датчиков, которые автоматически отключают прибор от подачи газа в случае некорректной работы, датчиков задымлённости, температурных датчиков, проверка давления газа в газопроводе, проверка работоспособности дымохода и вентиляционных систем. На эти работы предусмотрен гарантийный срок — 1 год. Другие работы, к примеру, замена газового прибора, какого-нибудь узла или детали в приборе оплачивается отдельно.
— Правда ли, что раньше ТО ВКГО необходимо было проводить 1 раз в 3 года, а теперь 1 раз в год? С чем связаны такие изменения?
— Да, действительно. 20 сентября 2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 09.09.2017 № 1091 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».
Одним из важнейших пунктов является изменение периодичности ТО ВДГО и ВКГО. Теперь оно должно осуществляться не реже 1 раза в год с учётом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по ТО и ремонту ВДГО и ВКГО, предусмотренного приложением к Правилам № 410.
Изменения в части периодичности ТО применимы не только к вновь заключаемым договорам на ТО ВДГО и ТО ВКГО, но и к договорам, заключённым до введения вышеуказанного Постановления № 1091 от 09.09.2017 в действие. В связи с этим они подлежат применению к отношениям сторон, независимо от даты заключения договора на ТО ВКГО либо ТО ВДГО.
Таким образом, по действующим договорам на ТО ВДГО и ТО ВКГО, заключённым до внесения вышеуказанных изменений в Правила № 410 специализированными организациями с гражданами и организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, периодичность ТО изменилась в силу закона, и ТО ВДГО и ВКГО будет осуществляться не реже 1 раза в год, независимо от периодичности обслуживания, зафиксированной в договоре.
В связи с изменением периодичности ТО общая стоимость услуг по заключённому договору увеличилась пропорционально изменению периодичности ТО ВДГО и ВКГО.
— Достаточно ли одного визита мастера в год для качественного обслуживания газового оборудования?
— Если срок эксплуатации оборудования не истёк, при правильной эксплуатации этого достаточно. Советую жителям следить за этим и напоминаю, что внешний вид не является показателем исправного состояния приборов.
— А если у меня новая плита или водонагреватель, установленные специализированной организацией с гарантией 3–5 лет, я тоже должен проводить ТО?
— У нового оборудования существует гарантийный ремонт, а значит, предполагается, что вероятность брака отлична от нуля. Поэтому лучше сделать качественную проверку оборудования после начала его эксплуатации. И делать эту проверку минимум 1 раз в год. В ТО ВКГО также входит круглосуточное аварийно-диспетчерское обеспечение. К тому же, согласно действующему законодательству, договор на ТО ВКГО собственник обязан заключить вне зависимости от срока службы оборудования.
— А если у жителя нет договора на ТО ВКГО, приедет ли к нему газовая служба в случае аварии?
— Сотрудники газораспределительной организации приедут к жителю в любом случае, но они только локализуют аварию, после чего перекроют подачу газа, а вот для того, чтобы подать газ обратно, нужно будет устранить последствия аварии, проверить работоспособность газового оборудования, составить всю необходимую документацию. Всё это делается силами обслуживающей организации. А теперь ещё нужно предоставить акт, подтверждающий исправное состояние дымоходов и вентиляционных каналов, договора на ТО ВДГО и ВКГО, в противном случае газораспределительная организация не позволит пуск газа. Специализированная организация, не имея договора на ТО и ремонт ВКГО, не вправе проводить его ремонт.
— А кто будет компенсировать ущерб при аварии или утечке при наличии заключённого договора?
— Все споры по возмещению ущерба определяются условиями договора на оказание услуг и решаются в судебном порядке в рамках действующего законодательства. При положительном решении компания-ответчик будет обязана возместить ущерб.
— А жителям частных домов тоже необходимо заключать договор на техническое обслуживание газа?
— Да, конечно. На сегодняшний день большинство жителей частных домов обслуживает компания Мособлгаз, а те, у кого договор не заключён, могут подать заявку в любую специализированную организацию.
— Когда в первый раз после оплаты будет проведено ТО? Как и где об этом можно узнать?
— Первый приход мастера может быть в рамках запланированного (и согласованного с управляющей компанией) осмотра оборудования в многоквартирном доме. Если жителя не было дома на момент планового обхода, но квитанция у него оплачена, у Госжилинспекции Московской области нет основания выписывать ему штраф за отсутствие оформленного договора на ТО ВКГО. Технический осмотр производится минимум 1 раз в год. Житель, заключивший договор на ТО ВКГО, может оставить заявку на вызов мастера через ЕДС. О дате планового обхода можно узнать в управляющей компании.
— Чем грозит жителю отказ от заключения договора на ТО ВКГО?
— Жителям, не заключившим договор на ТО ВКГО, Мособлгаз на основании Правил поставки газа, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 549, имеет право приостановить подачу газа с предварительным уведомлением об этом собственника или пользователя.
Кроме того, предусмотрена административная ответственность за отсутствие договора на ТО ВКГО, в частности уклонение от заключения договора о ТО и ремонте ВДГО/ВКГО влечёт наложение штрафа на граждан в размере 1000–2000 рублей. Повторное правонарушение влечёт наложение штрафа на граждан в размере 2000–5000 рублей. Если действия привели к аварии или возникновению угрозы жизни и здоровью людей, штраф для граждан составит 10–30 тысяч рублей.
Думаю, проще и безопаснее заключить соответствующий договор и возложить обязанность по обслуживанию взрывоопасного оборудования на специализированную организацию.
— Куда обращаться жителям в случае возникновения аварии?
— Позвонить по горячим номерам 04 и 112 или обратиться в ЕДС, она круглосуточно принимает заявки по телефону (495) 777-60-00.
— Сколько сотрудников у компании «Проект-Сервис Групп», хватает ли времени для обслуживания в течение года всех квартир города с газовым оборудованием?
– В реутовском офисе компании «Проект-Сервис Групп» работает более 20 специалистов по работе с газовым оборудованием. Аварийная служба оборудована собственным транспортом и современным оборудованием по диагностике и устранению утечек газа. Многолетний опыт по обслуживанию газового оборудования позволяет компании справляться с существующим объёмом работ.
— Есть ли скидки и специальные условия предоставления услуг?
— Все ветераны войны и приравненные к ним категории граждан на территории Реутова обслуживаются бесплатно. Для остальных клиентов существует программа лояльности и скидки по картам.