В музыкальной школе № 2 города Реутова объявлено несколько дополнительных наборов воспитанников. В том числе для слабослышащих детей.
Знакомству с этим направлением в школе посвятили творческую встречу с Марией Гуреевой и Софьей Николаевой – ученицами, которые не раз становились лауреатами крупных всероссийских конкурсов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Петь и играть на инструментах они могут так же хорошо, как и их сверстники без нарушения слуха. Мамы и педагоги юных исполнительниц рассказали, как они совместно в течение нескольких лет разрабатывали и применяли свою уникальную методику реабилитации слуха и музыкального развития слабослышащих детей. Но сначала на творческой встрече были заслуженные награды и грамоты, которые вручили не только Маше и Соне, но и их семьям – за активное участие в реализации творческих проектов и личный вклад в развитие сферы культуры Реутова.
– К успехам Софьи и Марии мы пришли только потому, что работаем в одной команде с девочками и их родителями, – сказала директор детской музыкальной школы № 2 Олеся Махно. – Соня и Маша уже заявили о себе не только в нашем городе, их знают на больших сценах и за его пределами. Софья в этом году, например, выступала в Московском доме музыки, и ей аплодировал весь зал, а Марию пригласили в следующее воскресенье выступать на ВДНХ в День города Москвы. О нашем опыте в работе с особыми детьми пишут и говорят. Мы хотим, чтобы и другие мамы, воспитывающие слабослышащих детей, знали, что наша музыкальная школа для них всегда открыта. При желании учиться мы предоставим для таких ребят все имеющиеся у нас возможности. Мария Гуреева, например, занимается у нас вокалом, а ещё учится по классу фортепиано и по классу флейты. Ребёнок хочет, мы – можем, поэтому делаем!
Олеся Владимировна пояснила, что какой-то особой программы и учебников для слабослышащих детей в школе нет. Софья и Мария поступали в учреждение на общих основаниях. Как и другие дети, они прошли единый для всех отбор на предпрофессиональные программы и направления, обучение по которым идёт за счёт бюджета. Отличает этих воспитанниц и их родителей лишь то, что они не просто занимаются, а целиком отдаются всему, что делают.
– За это и девочкам, и их семьям низкий поклон, – сказала руководитель учреждения. – Вместе с родителями Софьи и Марии мы путём проб, ошибок и кропотливого труда изобрели методику обучения музыке слабослышащих детей. Коротко о сути нашей методики: берём обычные ноты, ксерокопируем их, после чего яркими цветами выделяем в нотном тексте музыкальные акценты и оттенки звучания, что-то объясняем, что-то показываем за инструментом, девочки повторяют. Соня Николаева пришла в музыкальную школу совсем малышкой, и у неё многое получается. Сейчас мы объявили дополнительный набор для детей с ограниченными возможностями слуха. Он будет идти до 15 сентября. Готовы взять даже дошколят. Приходите на прослушивание, подавайте документы!
Информацию педагогов о возможностях реабилитации слуха с помощью музыки дополнили на встрече родители Софьи Николаевой и Марии Гуреевой.
Как рассказала мама Сони – Ирина, старшая её дочь тоже училась в музыкальной школе, родители мечтали учить музыке и Соню, но боялись, что из-за проблем со слухом девочку в обычную музыкальную школу не возьмут. И всё же Ирина с дочкой решились идти. Мама поделилась проблемой с директором школы, как и тем, что слух у ребёнка ослаблен. В ответ услышали: «Давайте попробуем!». Олеся Владимировна решила лично учить девочку играть на фортепиано, и призналась, что сама многому научилась у Сониной мамы, которая приходила на все занятия.
– А потом логопед посоветовал нам развивать длинный выдох, – продолжает рассказ Ирина. – Поэтому Соня осваивает теперь в музыкальной школе не только инструмент, но и вокал. За счёт этих занятий у неё появился прогресс и в обычной школе: лучше учится, смелее общается, участвует во всех мероприятиях. Она у нас сама по себе такая: ей интересно и играть, и петь, и рисовать. В этом году Соня поступила ещё и в театр танца «Три-четыре».
Мария Гуреева, по словам её мамы – Екатерины, пятый год ходит в музыкальную школу.
– По вокалу для Маши этот год будет выпускным, мы выбрали пение в самом начале, скорее больше всё-таки для здоровья, – рассказывает Екатерина. – Просто у слабослышащих детей маленький объём лёгких, а пение помогает развить «дыхалку». Недавно из этих же соображений мы решили учиться играть ещё и на флейте, вдобавок к классу фортепиано, которым тоже занимались. Я и сама играю на нескольких инструментах.
Екатерина говорит, что преодолевать трудности и добиваться успехов без поддержки дети вряд ли способны, тем более, если эти дети не такие, как все.
– Я считаю, если родители хотят, чтобы у ребёнка всё получилось, они должны тоже постоянно над этим работать, поддерживать, направлять своих детей, заниматься ими. Мы вместе с Машей садимся дома за инструмент, разбираем ноты. И конечно, многое зависит от педагогов. Нам очень повезло, что в нашей музыкальной школе такой уникальный и смелый коллектив!
Сама Маша к словам мамы добавляет, что видит себя в будущем не просто музыкантом, а учителем музыки.
Кстати, в уникальном коллективе школы появился новый талантливый педагог. К обилию инструментов, которые осваивают здесь ребята, помимо недавно завезённого электронного органа добавится теперь и изящная мандолина. Обучать воспитанников игре на мандолине, домре и гитаре будет лауреат всероссийских и международных конкурсов Анна Босова.
Анна Александровна окончила Магнитогорскую государственную консерваторию имени Глинки по классу домры, а мандолину осваивала под руководством народного артиста России Вячеслава Круглова в Российской академии музыки имени Гнесиных. Больше десяти лет проработала в разных музыкальных учреждениях, в том числе три года – в Раменском районе Подмосковья, где вместе с коллегой создала детский ансамбль мандолинистов и гитаристов. Такой состав ансамбля называют «неаполитанским», и в Московской области он пока единственный. Но у Анны Александровны есть идея создать неаполитанский ансамбль и в Реутове. В класс мандолины и на отделение струнных инструментов в реутовской музыкальной школе № 2 тоже объявлен дополнительный набор, который продлится до 15 сентября. Подать документы на обучение можно не только при личном визите в учреждение, но и через региональный портал государственных услуг, а также на сайте системы дополнительного образования Московской области. Подробные инструкции по всем этим вопросам есть в интернете.