Управляющая компания «Жилсервис» Реутова предупреждает: самозванцы выдают себя за её сотрудников, ходят по квартирам и навязывают свои услуги за большие деньги. «ПроРеутов» решил рассказать о распространённых случаях, когда откровенные жулики идут по домам с целью наживы. Если мы хоть кого-то убережём от ненужной траты денег и нервов, эта статья писалась не зря.
Купите слона!
В оригинале объявление «Жилсервиса» звучит так: «Осторожно мошенники! Просим максимально распространить информацию и донести её до своих родственников пенсионеров! К нам поступило несколько обращений жителей о том, что по квартирам ходит группа лиц (2–3 человека) и, представляясь сотрудниками/подрядчиками нашей управляющей компании, предлагает заменить трубы в рамках программы капремонта за 40–70 тысяч рублей! Они оставляют телефон якобы диспетчерской службы. Сообщаем вам, что в рамках программы капремонта все работы проводятся бесплатно! О времени проведения работ жителям сообщается заранее. Телефоны Единой диспетчерской службы: +7 (495) 777-60-00, +7 (498) 650-25-46. Убедительная просьба сообщать о фактах мошенничества по указанным телефонам».
Действительно, на ваших родителей, пожилых родственников, друзей и соседей сейчас идёт настоящая охота. Вот конкретный пример — из соседнего от Реутова района Москвы. Корреспондент «ПроРеутова», заехав после работы к пожилой родственнице, услышал от неё, что она решилась на доброе, по её мнению, дело…
«Приходили люди из РЭУ, проверили старые окна и балкон, сказали, что со скидкой по специальной акции для пенсионеров их заменят всего за 166 тысяч рублей. Я отдала им деньги сразу, они довезли меня до Сбербанка», — воодушевлённо рассказала пожилая женщина.
А ведь до этого родственники много раз предупреждали бабушку: «Никого, ни под каким предлогом в квартиру не пускать, если сами их не вызывали или если на подъезде нет объявления с настоящей печатью, обслуживающей дом компании о каких-то плановых работах или проверках». На эти доводы бабуля многозначительно ответила: «Всё будет хорошо! Они же квитанцию мне выписали и договор оставили».
При внимательном чтении выяснилось, что большинство условий в договоре против заказчика услуг и в пользу исполнителя. Мол, замеры окон и балкона произведены в момент подписания соглашения, расторгнуть его можно лишь в течение того же рабочего дня. Объяснялось это тем, что чертежи замерщика сразу же отправлены на завод, где по ним уже режут стекла и делают рамы… Интересно, что второй стороной договора, который подписала бабушка, была даже не фирма, а индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Калужской области. Была и третья сторона: в договоре указывалось, что подрядчика работ ИП привлекает на своё усмотрение. И таких «засад» в документе было очень и очень много. Но деньги уплачены, участковый, которого пригласили, только вздохнул и сказал, что до тех пор, пока вторая сторона выполняет сроки и пункты договора, привлечь её по закону не за что…
Подобного рода дельцы этим и пользуются: они просто продают свои товары-услуги втридорога — в стране с рыночными отношениями это не преступление. Окна и балкон в итоге бабушке установили, правда, конструкции были вовсе не от известных производителей, а от малоизвестного украинского завода. Как их установили, покажет зима, — сюрпризы, возможно, продолжатся.
Есть ли совет в этой ситуации? Есть! Профессионалы, которые на протяжении многих лет официально занимаются в Реутове оконным или балконным бизнесом, говорят, что бабушка столкнулась с «классикой жанра» от их ушлых конкурентов, среди которых зачастую встречаются и фирмы-однодневки, и откровенные бракоделы. Распознать несерьёзные конторы можно по отсутствию офиса, сайта, мобильным телефонам в договоре вместо стационарных, по отказу сотрудников предъявить личные документы и допуски на конкретные виды работ.
Если по уму, клиенту лучше не лениться и поехать заключать договор на услуги и ремонтные работы в офисе самой фирмы, а не делать это на дому. Именно в офисе всегда можно увидеть сертификаты качества, документы о квалификации сотрудников, запросить отзывы клиентов, поговорить с генеральным директором, в конце концов. Рекомендация касается не только оконного бизнеса, но и любых предложений о замене-поверке счётчиков, труб, установке фильтров на воду и прочего. Кстати, нашей бабушке ещё повезло: нередко дельцы везут клиента в банк не ради того, чтобы он снял деньги с книжки, но и для того, чтобы взял банковский кредит под оплату услуг. Поверьте, условия этого кредита тоже окажутся не в пользу обывателя.
Если вы думаете, что под раздачу махинаторов попадают лишь пенсионеры, ошибаетесь. Бывает, что незваные гости используют психотропные средства, например, когда показывают вам свои фокусы по очистке воды в чудо-фильтре и дают её попробовать. Помимо этого при обработке клиента в ход идут гипнозом и техники нейролингвистического программирования. Часто такой атаке не могут противостоять даже молодые активные люди.
Закрывая тему походов непонятных людей по квартирам, добавим, что сегодня, в век интернета, жители многих многоквартирных домов принимают контрмеры для защиты себя и близких. Одна их таких эффективных мер — общий чат жильцов или группа в соцсетях. Эти каналы связи позволяют моментально обмениваться информацией и предупреждать друг друга. Недавно в чате жителей одного из домов появилось предостережение от ещё одного вида обмана: «Срочно! Под видом агитации против пенсионной реформы по квартирам ходят мошенники и предлагают поставить подписи с паспортными данными на многостраничных документах, выдавая их за петиции. Внимание! Ничего не подписывайте! Среди этих листов подсовывают кредит, расписки о долге, дарственные на ваше личное имущество. Это новый вид мошенничества! Предупредите своих!».
Лукавое слово «Бесплатно»
Ещё одна тема — навязчивые обзвоны домашних номеров телефонов или охота за наивными людьми прямо на улице. Мошенники обращаются к вам с «заманчивым» предложением. Варианты «сыра» в этих «мышеловках» самые разные: «Мы проводим благотворительную диспансеризацию», «У нас акция — бесплатные косметологические процедуры», или: «Здравствуйте, вас беспокоит служба бесплатной юридической помощи»… Лучшее, что вы можете сказать в ответ: «Спасибо, до свидания!». Нередко по телефону обзвонщики интересуются, знаете ли вы, что нарушаете пункт такого-то закона, а за это полагается серьёзный штраф? Это уже наглая психологическая атака, не берите в голову, положите трубку.
Если при схемах с заменой счётчиков, окон и прочего всё просто: ходоки рядятся под официальные службы и попадают под их видом в квартиры, то в случаях заманивания клиента на свою территорию махинаторы используют совсем другие приёмы. У мошенников есть даже персональные данные на потенциальных «клиентов». Вас назовут по имени и отчеству, придумают убедительный рассказ, откуда у них ваши данные, и пригласят, например, на бесплатную акцию в салон красоты или в клинику на обследование в рамках какой-то якобы государственной программы. Когда вы придёте, они действительно что-то сделают для вас бесплатно: напоят чаем, намажут кремом, возьмут кровь на анализ. Но потом выяснится, что у вас всё плохо со здоровьем или внешностью, но это поправимо за дополнительные деньги. Вам втюхают чудо-лекарства или такие же волшебные процедуры.
В худшем случае в этих квазиклиниках и салонах в чашку чая или любым другим хитрым способом добавят немного дурмана, чтобы отключить бдительность и адекватное восприятие происходящего. Потом может выясниться, что пребывая на этих «аттракционах невиданной щедрости», вы подписали кредит, купили под видом лекарства три килограмма обычного чая или ещё что-то совершенно ненужное. Вас могут заставить оплатить процедуры, которые вы вовсе не проходили, принесут кучу подписанных вами бумаг, а там доказывайте, что было, а чего не было. Естественно, цена услуг и товаров у таких «благодетелей» раз в 5–10 выше обычной. А ещё вы можете потерять душевное равновесие, потому что те же квазимедики поставят вам страшный диагноз, которого на самом деле нет. Для мнительных людей это может обернуться настоящим кошмаром и реальными проблемами со здоровьем.
Одним словом, регулярно проводите со своими близкими профилактические беседы, обменивайтесь информацией с соседями и знакомыми, обращайтесь при необходимости в полицию, принимайте меры для фиксации и блокировки звонков с сомнительных номеров. Разъясняйте, напоминайте, предупреждайте и ставьте на вид.
Напоследок ещё один реальный пример, о котором рассказала читательница «ПроРеутова». Она сообщила, что встретила в своём подъезде неизвестных молодых людей. Спросила, кто они и зачем ходят по квартирам. Сначала они сказали, что ходят от «Жилсервиса» по поводу ремонта фасада и балконов. Но им не повезло: не на ту напали — женщина сама работает в коммунальном хозяйстве и в курсе всех плановых ремонтов. После того как этих парней поймали на лжи, они нагло признались, что представляют некое ООО, цель — заключить с жителями как можно больше договоров на свои услуги. Ничего личного — только бизнес. Женщина тут же позвонила участковому, только после этого молодые люди предпочли ретироваться, сказав на прощанье: «Не учите нас жить, у нас заработок в десять раз больше вашего. И мы в ваши “жирныеˮ дома ещё вернёмся!». Так что бдительность и ещё раз бдительность.
Эксперт предупреждает
Владимир Кожушко — директор одной из известных фирм по установке окон и остеклению балконов, эксперт, выступающий в СМИ. Он отмечает, что от самозванцев и недобросовестных монтажников страдают не только клиенты, но и добропорядочный бизнес. Под видом сотрудников известной компании люди, в ней на самом деле не работающие, могут позвонить или прийти в ваш дом с предложением сделать работу за полцены, взять предоплату и исчезнуть.
Советов на этот счёт несколько: у любых замерщиков, маркетологов и монтажников нужно требовать паспорт и документы, которые подтвердят, что они работают именно от той компании, которую вам называют. Договоры от фирмы на дому обычно заключаются по доверенности, заверенной личной подписью генерального директора компании с указанием его фамилии и имени-отчества с печатью. В договоре на услуги всегда указываются телефоны и адрес офиса фирмы, которые легко проверить, позвонив или сходив туда. Это следует сделать обязательно прежде, чем вы подпишите бумаги и отдадите предоплату!
Владимир Кожушко также предупредил, что сейчас в Москве и Подмосковье появилась тенденция, когда по квартирам ходят люди славянской внешности под видом официальных сотрудников разных ремонтных организаций, работающих в вашем районе или городе. Действительно, у неискушенного человека они вызывают меньше подозрений, но по факту могут оказаться приехавшими на заработки из соседних стран и других регионов «гастролёрами». Гарантии на товар и услуги, которые они предоставят, действительны лишь на бумаге: получить гарантийное обслуживание или предъявить претензию к качеству работ в дальнейшем будет проблематично. Эти люди зачастую не платят налогов, работают исключительно на себя, не дорожат ни репутацией компании, ни доверием клиентов. Их волнует только одно — сиюминутный заработок!