«Лаборатория относительности» – так называется стильное школьное кафе и одновременно штаб самоуправления лицейской республики. Открыли «Лабораторию» по инициативе учащихся в конце октября. О том, как и для чего она создавалась, корреспонденту «ПроРеутова» рассказали авторы идеи – президент лицейской республики одиннадцатиклассник Даниил Харлов, министры республиканского правительства и куратор этого проекта от администрации учреждения – заместитель директора лицея Ирина Кадрева.
В реутовском лицее с 1998 года действует лицейская республика. В этой системе самоуправления школьников всё по-взрослому: ежегодно на ученической конференции лицеисты открытым голосованием выбирают своё собственное правительство, президента, а также мэра каждого класса. Даниила Харлова в этом сентябре президентом избрали на второй срок. За прошлый учебный год он заслужил доверие своих избирателей, решая актуальные для всех лицеистов вопросы. Один из них касался как раз школьного буфета.
– У нас небольшая столовая, и раньше при ней работал буфет, – пояснил Даниил. – Если кто-то хотел перекусить, в нём приходилось тесниться в очереди и проталкиваться через потоки классов, которые шли на обед. А ещё нам хотелось, чтобы у актива нашей лицейской республики была своя небольшая кулуарная территория, где мы могли бы собираться после уроков и обсуждать наши планы. Так и родилась идея по созданию этого пространства. Оно выполняет сразу две функции: в учебное время здесь работает отдельный буфет для всех лицеистов, а после занятий это место наших совещаний и встреч с членами правительства, мэрами классов и педагогами.
Интересно, что прежде в этом помещении тоже часто проводились совещания, точнее, педсоветы. Ради воплощения мечты лицеистов педагоги уступили им площадь своей бывшей учительской.
– Ребята со своим предложением вышли к нам в прошлом учебном году, – подключается к беседе заместитель директора учреждения Ирина Кадрева. – Весной, когда в лицее проходила конференция с участием главы Реутова, мы с Даниилом эту идею озвучили Станиславу Анатольевичу Каторову. Он в целом замысел поддержал, после чего началась наша совместная с учениками работа по осуществлению задуманного. Учителя согласились освободить учительскую, ребята создали и вынесли на обсуждение несколько концепций оформления этой территории, потом мы выбирали вместе самую лучшую. За весну и лето успели сделать часть работы в этом помещении, а 3 сентября, когда в лицее открывался инженерный класс, мы показали всё это ещё раз главе города и всем нашим гостям. Многие наш проект похвалили, наверное, поэтому оставшуюся работу мы завершили быстро, чтобы наша «Лаборатория относительности» открылась как можно скорее.
«Лаборатория» быстро стала очень популярной у всех учащихся лицея. Дизайн помещения перекликается с темами предметов, углублённо изучаемых в недавно открывшемся инженерном классе: на одной из стен – портрет гениального учёного Альберта Эйнштейна и одна из его цитат, напротив – стилизованная под космическое пространство и школьную доску одновременно зона буфета. В её оформлении представлена масса разных физических и математических формул, орбиты планет, столы и яркая витрина.
Президент лицейской республики отметил, что предложения не только по дизайну, но и по меню нового школьного буфета принимались и утверждались создателями проекта в режиме открытого голосования.
– Конечно, все эти предложения мы соизмеряли с обязательными требованиями Санитарных правил и норм (СанПиН) по рациону питания, разрешённого в школах, – говорит Даниил Хардов. – Многое в этих важных моментах – что можно, а что нельзя – нам разъяснила куратор проекта, заместитель директора лицея Ирина Владимировна Кадрева. Она же помогала нам в проработке всех финансовых и технических вопросов.
После этих слов звенит звонок на перемену, «Лаборатория относительности» моментально заполняется посетителями. На небольшой доске списком представлен буфетный ассортимент: никаких чипсов и газировок, есть соки, булочки, пирожки, сосиски в тесте, пицца – на выбор. Стоимость продукции разная, но не выше шестидесяти рублей. Перекусить можно здесь же, правда, столы в кафе особые, переносные, едят за ними стоя. Выяснилось, что мебель для кафе учащиеся выбрали и заказали сами. Она не только удобная, но и мобильная, чтобы с помощью перестановки зону буфета можно было быстро трансформировать в уютную площадку для общения старшеклассников и встреч членов школьного правительства.
– Неужели вы всё так профессионально сделали сами?
– Что-то сделали мы, но технические и финансовые вопросы помогали нам прорабатывать взрослые, – разъяснили ребята.
На помощь призвали также профессионального художника-оформителя – Алексея Никулина, учителя изобразительного искусства из другой школы. В республике принято всё делать вместе, этим все и руководствовались при создании «Лаборатории относительности».
В ближайшее время члены правительства лицейской республики совместно с педагогами планируют обсудить и утвердить внеклассные планы на весь учебный год. Присутствующие при разговоре министры школьного правительства на конкретных примерах пояснили, о чём идёт речь, какие у них в этих вопросах есть полномочия.
Министр внутренних дел республики, например, вместе со своими помощниками следит за порядком и дисциплиной на переменах и больших общешкольных мероприятиях. Его коллеги из правительства, каждый на своём направлении, отвечают за организацию и проведение других важных для лицеистов событий. Они же представляют и защищают интересы учащихся, а также их инициативы перед представителями верховной власти учреждения – директором лицея, его заместителями, учителями, взаимодействуют с родительским комитетом.
– В прошлом году мы придумали, например, «парад зарядок», который теперь регулярно проводят ребята из разных классов для всех лицеистов, – говорит министр спорта республики Екатерина Генчева.
– По инициативе школьного правительства в позапрошлом году на территории возле лицея появился сад Победы, – приводят ещё один пример республиканских начинаний ребята и добавляют, что у них работают свои ученические министерства – печати, культуры, образования… По каждому из направлений активисты что-то предлагают, обсуждают с администрацией учреждения и в конечном итоге проводят свои начинания в жизнь. Есть в лицейской республике и открытая для всех учащихся группа в социальных сетях. В ней часто обсуждаются проблемы и темы, которые волнуют многих учеников, здесь же принимаются идеи и предложения, как решить тот или иной вопрос.
– Это реально работает! – говорит президент лицейской республики. – В прошлом году, например, многие ребята писали и говорили, что их не устраивает питание в школьной столовой. Мы инициировали открытый социологический опрос, представили его данные администрации лицея, в итоге питание в нашей столовой изменилось сейчас в лучшую сторону.
В свою очередь, педагог-организатор лицея Зарена Животова заметила, что в результате недавних республиканских выборов в правительство лицея вошли действительно активные и креативные ребята. При этом уже опытный президент лицейской республики Даниил Харлов и педагоги стараются передать инициативу в руки новых школьных министров, подсказывают, направляют, не давят на этих ребят своим авторитетом, наоборот, поощряют их лучшие начинания.
– Мы все надеемся, что с этим составом правительства лицейской республики в этом году у нас будет много новых интересных проектов, которые инициируют сами ребята, – заметила Зарена Животова. – Уже скоро соберём все предложения, обсудим и утвердим наши планы. Так что следите за нашими республиканскими новостями и событиями!