Реутовской ученице 10-го класса Валентине Телегуз удалось выйти в региональный этап Всероссийской олимпиады школьников сразу по девяти предметам. Когда ребята в областном туре защищают честь города по одной, двум или трём учебным дисциплинам — это явление обычное, но когда сразу по девяти — случай уникальный для города за многие годы. Корреспондент «ПроРеутова» отправилась в школу № 2, чтобы лично познакомиться с Валентиной Телегуз и её учителями.
В школе № 2 с углублённым изучением отдельных предметов Валя учится с первого класса. Говорит, что до выпускного вечера не променяет это учебное заведение ни на одно другое. А всё потому, что в этой школе работают очень сильные педагоги. Именно с их помощью, без дополнительных факультативов на стороне, десятиклассница вышла в региональный этап олимпиады по девяти дисциплинам сразу. В эти дни Валентина в разъездах: уже побывала на областном туре по нескольким предметам, причём определившись с самыми важными для себя — биология и химия.
— Это мои профильные предметы, — объясняет школьница. — Победы на олимпиадах по ним дают преимущество при поступлении в вуз, а поступать я собираюсь в Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева на факультет, который готовит специалистов, занимающихся разработкой лекарственных препаратов. Это направление связано с медициной, которая мне очень интересна. Но я хочу стать не просто врачом, как моя мама, а заниматься научной и исследовательской деятельностью, направленной на помощь больным людям.
В беседе с Валентиной выяснилось, почему она решила сделать именно такой выбор. По её словам, ей пришлось лично столкнуться со страданиями людей, имеющим страшный диагноз, — «рак». Валя мечтает посвятить жизнь тому, над чем давно, но пока безрезультатно бьются ведущие фармацевтические компании мира: хочет внести свою лепту в создание эффективного лекарства от онкологии.
— А кто, если не секрет, привил вам любовь к биологии и химии?
— К биологии — мой классный руководитель и учитель по этому предмету Надежда Анатольевна Куликова, а химия притягивала меня ещё в младших классах. Правда, сам предмет нам тогда не преподавали. Когда же химия наконец-то появилась в расписании наших уроков, преподаватель Галина Николаевна Новикова сделала всё, чтобы моя любовь к её предмету развивалась в том числе и знаниями сверх школьной программы.
— Ну, хорошо. С химией и биологией ваши стремления понятны. А что вас сподвигло участвовать в региональном туре олимпиады по ещё семи предметам? Ведь это сложно даже физически!
— Когда я узнала, что прошла по ним в областные туры, могла бы, наверное, и отказаться — ведь это дополнительная нагрузка. Но, во-первых, я чувствую большую ответственность, а во-вторых, мне и самой интересно участвовать: выступления в региональном этапе по любому предмету — это отличная возможность получить новый опыт, познакомиться с интересными людьми и найти для себя полезную дополнительную информацию по каждому направлению.
Из тех девяти предметов, по которым Валентине удалось выйти в региональный этап Всероссийской олимпиады школьников, она уже съездила на туры по биологии, химии, русскому языку и истории.
— Вы же и в прошлом году участвовали в региональных олимпиадах?
— Да, — говорит Валентина. — Правда, предметов тогда у меня было меньше. В этот раз я очень надеюсь, что мне удалось хорошо выступить по русскому языку: задания мне показались достаточно простыми, и нынешний региональный этап по химии был проще, чем в прошлом году.
— Валентина, а у вас есть увлечения помимо глубокого изучения школьных предметов?
— Если честно, на увлечения остаётся не так много времени, но они есть, конечно. Например, музыка. Я окончила музыкальную школу № 2 по классу фортепиано. Это, кстати, помогает мне и в учёбе: например, сольфеджио и игра на музыкальном инструменте развивают чувство ритма и счёта, что позволяет лучше усваивать математику. А ещё у меня были планы чаще ходить в фитнес-зал, но когда начались олимпиады, времени на это почти не осталось. И всё же я продолжу заниматься спортом, но чуть позже. А из домашних увлечений — люблю вышивать. Вышивка отвлекает от всего и успокаивает.
— А теперь вопрос на засыпку: как вам удаётся всё успевать?
— У меня есть чёткий распорядок дня, и ради учёбы я осознанно ограничиваю себя в развлечениях. Важно расставить приоритеты и рассчитать свои силы, а не стремиться успеть всюду. Я ещё очень интересуюсь Востоком, люблю Корею, Японию, Китай и всё, что с ними связано, мне нравятся фильмы, связанные с комиксами от Marvel и DC Comics. Мои друзья их тоже любят, поэтому иногда мы собираемся большими компаниями и все вместе идём в кино, но это случается не так часто.
По словам Валентины, мама дала ей полную свободу действий во всех её стремлениях и увлечениях, родители многие планы дочери поддерживают. Помимо учёбы в их число входит желание ещё раз побывать в «Артеке», где школьнице очень понравилось. А ещё она принимает участие в программе «Кадры будущего для регионов», которая сейчас проходит апробацию в семи субъектах страны. К ней недавно подключилась и Московская область.
— Об этой программе я узнала от своего прежнего классного руководителя, которая сейчас ушла в декрет. Она попросила меня написать сочинение на отборочный конкурс, что я этим летом и сделала. После этого в сентябре мне пришло приглашение на трёхдневную смену в профильном лагере. На неё приехали 200 человек со всей Московской области. Сначала нам читали лекции, а потом сформировали команды по интересам. Я пошла в группу «Наука», в которой мы вместе с другими участниками за полдня должны были создать шаблон научного проекта и записать его презентацию на видео. Эти работы оценивали эксперты из университетов и государственных структур. Недавно, мы снова встречались со своими командами, наставниками и тьютерами-студентами из ведущих вузов на экспериментальной предзащите своих проектов. Наш проект — разработка биомаркёров на эпидемический паротит, нацеленный на то, чтобы как можно раньше распознавать это заболевание, — занял первое место, поэтому в феврале мы снова поедем представлять свою разработку. Что будет потом, пока не знаю, но работу над проектом мы продолжаем.
Классный руководитель и учитель биологии десятиклассницы Надежда Куликова в свою очередь замечает, что выйти в региональный этап олимпиады сразу по девяти предметам Валентине позволили две черты её характера.
— Она упорная и любознательная, — говорит педагог. — На самом деле на пути к хорошим результатам вовсе не обязательно быть человеком с особыми возможностями, такими, как умение быстро и детально запоминать информацию, к примеру. По большому счёту именно трудолюбие с упорством и любознательность отличают успешного и впоследствии талантливого человека от остальных. Когда я попыталась донести до Вали, что ей нужно сосредоточиться на чем-то более для неё важном, по глазам поняла реакцию: «А мне интересно всё!». Когда есть трудолюбие и любознательность, ещё раз повторюсь, количество знаний у человека переходит в качество.
Пока в открытом доступе нет итогов уже состоявшихся областных туров по разным предметам, они появятся к концу февраля. «ПроРеутов» сообщит информацию по всем участникам от нашего города, и, конечно, мы желаем успеха каждому!