Продолжаем (начало см. в № 26 от 11 июля сего года) материал о взрослых воспитанниках Реутовской детской музыкальной школы № 2. Речь шла о том, что заставило уже состоявшихся людей разных профессий учиться музыке позднее, чем это общепринято. Сегодня мы узнаем от преподавателей о способностях и перспективах их взрослых учеников, а также о трудностях в обучении, которые при желании и настойчивости всегда можно преодолеть.
Сразу поясним, поблажек взрослым ученикам в детской музыкальной школе нет. Да, конечно, преподаватели прекрасно понимают, что их необычные воспитанники много сил отдают своей основной работе, но это не повод не задавать им домашние задания.
Один из наших героев Александр Потапов, который проучился в музыкальной школе уже год, признаётся:
— Если бы жил один, наверное, заниматься дома мне было бы проще, но у меня двое детей-подростков. Утром отвожу их в школу, возвращаюсь и успеваю перед работой немного посидеть за инструментом. Если удаётся, вечером делаю то же. Я понял, что заниматься самостоятельно два часа подряд мне сложнее, чем короткими подходами минут по 35–40 несколько раз в день.
— Два раза в день по 40 минут — это великолепно! — к нашей беседе присоединяется преподаватель Александра по классу фортепиано Елена Шишкова.
Она 40 лет проработала со студентами в музыкальном училище. В детской музыкальной школе Реутова работает второй год, занимается как с детьми, так и со взрослыми. На вопрос, кого труднее обучать, говорит, что бывает по-разному.
— У меня, конечно, больше опыта работы со взрослыми. В училище я занималась с контингентом от 14 лет и старше и до прихода в эту школу с детьми практически не работала. Сейчас, когда среди моих учеников и взрослые, и дети, могу сказать, что с ними со всеми интересно заниматься. Со взрослыми мне, конечно, проще: за 40 лет стажа наработаны определённые методики, заготовки, а работая с детьми, особенно, когда у тех что-то не получается, приходится думать, как объяснить, показать — словом, искать новые решения. А ещё я заметила, что взрослые на занятиях задают больше вопросов, на которые с ходу не ответишь, — смеётся Елена Альфредовна и добавляет. — Поэтому в поисках ответов на вопросы наших учеников мы нередко тоже готовим домашнее задание. Каждый ученик делает то, что ты ему показываешь, по-своему, и это сотворчество позволяет мне развивать и свой потенциал. Я очень счастлива, потому что с интересом работаю в любимой профессии!
Пока мы общаемся с преподавателем, Александр пытается наиграть упражнение, которое ему удаётся освоить далеко не с первого раза.
— У кого-то 3–4 раза не получится, они расстроятся и сдаются, но Юлия Фёдорова и Александр Потапов — упорные ученики. Терпение и настойчивость — очень хорошие качества для тех, кто хочет хорошо играть на музыкальном инструменте, — отмечает Шишкова.
А её ученик добавляет:
— Учиться, порой, действительно сложно, но зато потом музыка остаётся с человеком на всю жизнь. Возьмите, к примеру, футболиста: в расцвете сил он — звезда на поле, а в 90 лет от хорошей игры у него остаются разве что воспоминания. А музыкой можно заниматься до конца жизни. Мне кажется, навыки игры на музыкальном инструменте — очень большое подспорье для человека в старости. Кто-то к этому времени уже не может вести активную жизнь, работать, дети выросли и разъехались. Вот тут музыка и становится лучшим другом человека, не даёт почувствовать себя одиноким.
Юлия Фёдорова на вопрос о трудностях обучения в музыкальной школе призналась, что главная из них лишь в том, что в сутках всего 24 часа. Но опять же, по словам наставницы Юлии и Александра, заниматься хорошо — это не значит заниматься долго, важно садиться за инструмент регулярно.
— А все ли взрослые ученики, начинающие осваивать фортепиано с нуля, такие упорные и терпеливые?
На этот вопрос Елена Шишкова отвечает так:
— Некоторых мы теряем в процессе обучения. Например, человек окончил музыкальную школу по одному направлению, хочет освоить второе, а это ещё 3–4 года. Могут наслаиваться загрузка в обычной школе, подготовка к ЕГЭ, учёба в вузе, неудачный рабочий график. Кстати, один из моих уже взрослых учеников дважды в неделю исправно приходил на уроки в музыкальную школу, но вот дома из-за своей загрузки просто не успевал садиться за инструмент. А ведь любой материал, пройденный в классе, надо обязательно закреплять дополнительной самостоятельной работой. В противном случае толку не будет, тогда придётся отложить идею учиться в музыкальной школе до лучших времён. К тому же у нас есть практические экзамены, на которых всё видно и слышно. Музыкальная школа в первую очередь готовит исполнителей!
Вопрос к Александру:
— А вы надолго планируете задержаться в музыкальной школе?
— Во-первых, надо окончить курс фортепиано, а это 4–5 лет, в будущем хотел бы освоить ещё скрипку, а это ещё 4 года, — говорит Потапов.
Всего в классе фортепиано на сегодняшний день учатся восемь взрослых учеников. Как рассказала директор учреждения Олеся Махно, бывает и так, что человек приходит, учится, а потом по ряду причин оставляет занятия. Но их при желании всегда можно возобновить, как это в новом учебном году хочет сделать одна из сотрудниц «НПО машиностроения». Ясно одно: учиться музыке никогда не поздно, и в Реутове для этого есть все возможности!