Не так давно в городской Музейно-выставочный центр был передан самодельный альбом об истории становления реутовского здравоохранения. Ветераны реутовской больницы Евгения Ракитина и Мария Бродова оформляли его к праздничной дате – 50-летию СССР, которое отмечалось в стране в 1972 году. Материалы альбома содержат много интересных фактов и фотографий, которые, безусловно, ценны для нас с исторической точки зрения. Часть из них впервые публикуется в прессе.
Известно, что одна из авторов альбома, Евгения Валентиновна Ракитина, проработала в реутовской больнице тридцать семь лет, причём двадцать три года – в должности главного врача. Об этом в своей книге «Реутов. Летопись в лицах, документах и фотографиях» сообщает Евгений Сергеев.
Медицина в фабричном посёлке
Начинается повествование с конца IХХ века. Основано оно на сведениях из сборника статистических данных, который составил известный в своё время в Московской губернии санитарный врач В. Г. Богословский. В докладе к седьмому губернскому съезду врачей Московского земства Богословский подробно рассказал про болезненность и смертность населения фабрики товарищества Реутовской мануфактуры в 1881-1882 годах. Своё выступление о состоянии заболеваемости и смертности рабочих Реутовской фабрики Богословский на съезде врачей закончил словами: «Таким образом находим, что население Реутовской мануфактуры вымирает». Этот вывод санитарный врач сделал на основании следующих данных: в 1881-1882 годах из 3000 жителей фабричного посёлка умерло 336 человек. Смертность значительно превышала рождаемость во многом и потому что, медицинская помощь рядовым работягам и их семьям в те времена оказывалась на самом минимальном уровне, если оказывалась вообще. Лечебница при Реутовской фабрике была, но она явно не справлялась с нагрузкой. Трёхтысячное население посёлка в 1882 году обслуживали всего один врач, два фельдшера и одна акушерка. При этом болезни и увечья, с которыми к ним обращались люди, зачастую были на грани жизни и смерти. В 1882 году в цехах Реутовской фабрики наравне со взрослыми работали 125 детей и 424 подростка, здоровье которых часто и очень серьёзно подрывал производственный травматизм. Взрослые нередко заболевали воспалением лёгких и, к сожалению, для 40 процентов пациентов этот диагноз в итоге оказывался смертельным. А ещё в фабричном посёлке периодически свирепствовали серьёзные инфекции. На их долю по статистике приходилось 23, 5 процентов всех заболеваний. Поскольку фабричная лечебница на тот момент состояла всего из двух небольших деревянных срубов, в одном из которых вели приём, в другом лечили, заразных и незаразных больных могли запросто положить на соседние койки. Чуть позже их стали всё же лечить раздельно, но мощностей двух маленьких стационаров в общей сложности всего на 40 мест, 16 из которых отводились для пациентов с вирусами и инфекциями, на всех жителей посёлка всё равно не хватало. Одними из самых распространенных в Реутово были по статистике тех лет венерические болезни, а также «рожа». При этом, как отмечает санитарный врач Богословский, не все заразные болезни тогда регистрировались в документах. Это означает только одно, что кто-то тихо умирал в своих каморках, особенно в периоды вспышек различных инфекционных заболеваний таких как корь, холера, тиф, дифтерия. Лишь в 1905 году фабричная больница расширяется: между сараями- «балаганами» у казарм под её нужды строится рубленный двухэтажный дом, пишет Евгений Сергеев в своей книге. На первом этаже этого дома разместилась амбулатория, на втором стационар для больных и родильное отделение.
Первым главным врачом расширенной в 1905 году фабричной больницы был Михаил Андреевич Сорокин. Работы у него было очень много: единственный врач трудился от зари до зари, а помощник – второй доктор – появился у него только в 1907 году. Им стал студент четвёртого курса медицинского факультета Московского императорского университета Сергей Эппель, он раз в неделю вёл в больнице амбулаторный приём больных. В 1908 году, когда Сергей Иванович Эппель окончил курс университета, хозяин Реутовской фабрики приглашает его работать в посёлке на полную ставку и предоставляет семье молодого врача жильё из шести комнат, с палисадником.
Реутовская лечебница до революции. В центре с тростью – молодой врач Сергей Эппель, второй справа в средням ряду – первый врач фабричного посёлка Михаил Сорокин
К слову, когда в 1972 году ветераны больницы составляли альбом об истории здравоохранения Реутова, Сергей Иванович Эппель был ещё жив, поэтому многое о прошлом реутовской медицины удалось записать с его слов. В частности, о том, что в 1908 году, когда Эппель стал вторым штатным врачом в фабричном посёлке, больница была рассчитана уже на сорок пять койкомест, тридцать из которых размещались в общем стационаре, ещё семь, в отдельном помещении, – для рожениц, и восемь мест, тоже в отдельном помещении, отводились для инфекционных больных. Родильные койки обслуживали две акушерки, а инфекционные – фельдшер. Амбулаторный приём вели врач и ещё один фельдшер. В день они в среднем принимали около сорока больных и кроме того обслуживали людей в стационаре. В этих условиях Михаил Андреевич Сорокин делал и операции, такие как грыжесечение и акушерско-гинекологические.
Инфекционное отделение больницы в здании бывших детских ясель №1. 1970 год
В 1912 году на фабрике впервые была введена выплата больничных работникам. Правда, оплата по такому листу временной нетрудоспособности полагалась лишь с четвёртого дня болезни и строго ограничивалась двухнедельным сроком.
А в 1914 году начались сложные времена и для врачей, и для всех жителей посёлка – грянула мировая война. В эти годы для раненых, поступавших с фронтов, по всей губернии создавались госпитали. Они делились на три разряда: первый – «с большой хирургией», второй – «со средней и низкой хирургией», третий – «подсобный лазарет». При реутовской фабричной больнице развернулся госпиталь первого разряда на тридцать пять мест (данные из списка госпиталей губернского и уездных комитетов 1914 года). Для жителей посёлка оставались в резерве лишь десять коек. Естественно, в госпитале трудился весь персонал фабричной больницы во главе с Михаилом Сорокиным, но только Сергея Эппеля среди них уже не было. В 1914-м его призвали на военную службу и назначили старшим врачом запасного полка в городе Моршанске Тамбовской губернии, откуда под конец войны направили в действующую армию, на Западный фронт. После Октябрьской революции Сергей Иванович несколько лет продолжал жить с семьёй в Моршанске и только в 1921 году вновь вернулся в Реутово, где оставались семьи его братьев – Бориса и Ивана Эппелей.
От лечебницы к больничному городку
Реутовская больница после Октябрьской социалистической революции постепенно пополнялась новыми врачами и средним медицинским персоналом. В 1920 году в ней работали уже четыре врача, увеличилось и количество коек для больных. В 1927 году открылся один из корпусов уже новой больницы, которая в настоящее время представляет собой целый комплекс разных зданий и отделений. На месте старой двухэтажной фабричной лечебницы, выстроенной кода-то у казарм, позднее появится ещё одно, специализированное медицинское учреждение – противотуберкулёзный диспансер. До наших дней он не сохранился, сейчас на его месте жилая семнадцатиэтажка с почтовым адресом улица Новая, 19.
Просматриваем альбом об истории реутовской медицины дальше: «Строительство новой больницы возглавлял заведующий уездным здравотделом, бывший рабочий фабрики Полуэктов. Больница получила рентген-кабинет, лабораторию‚ физиотерапевтический кабинет, теперь она была рассчитана на восемьдесят коек».
Правда, в довоенные годы часть строек в постепенно растущем больничном городке полностью так и не завершили. В основном корпусе, например, второй этаж был выстроен лишь наполовину, в больнице не было приёмного отделения, своей прачечной. Всё это появится только в послевоенный период.
«С 1941 по 1944 год в зданиях больницы, в помещении школы, расположенной рядом с ними, а также в общежитии студентов института имени Орджоникидзе по улице Калинина и в здании, где сейчас размещается Экспериментальный завод средств протезирования, был развёрнут эвакогоспиталь № 2884 на пятьсот коек, – пишут составители альбома. – Вся организация эвакогоспиталя легла на плечи медработников реутовской больницы. В течение трёх лет через этот госпиталь прошли тысячи раненых бойцов и офицеров Советской армии. Более 83 процентов лечившихся в госпитале военных вернулись на фронт».
В 1950 году на территории больницы появляется деревянное здание на двадцать коек, в 1953 году заработала прачечная, а в 1958 году достроили, наконец, второй этаж основного корпуса, который открылся ещё в довоенные годы. В 1963 году в реутовской больнице начало действовать приёмное отделение, а в 1964 году на улице Гагарина распахнуло двери новое трёхэтажное здание городской поликлиники № 1. В этот же период физиотерапевтический кабинет превратился в физиоводолечебницу с кабинетом ЛФК в отдельном помещении.
«В 1969 году в стране создалось угрожающее положение по инфекционным заболеваниям, – сообщают нам записи на страницах старого альбома. – Это было связано с широким контактом СССР со странами‚ где постоянно встречаются такие заболевания, как холера. В связи с этим в городе было высвобождено одно из зданий детских яслей, и решением Исполкома городского Совета в нём временно развернули шестьдесят инфекционных коек».
Долгое время в реутовской больнице детских койкомест вообще не было, поэтому маленьких горожан госпитализировали в стационары соседней Балашихи. В 1970 году в той же Балашихе было организовано хирургическое отделение на триста мест с условием обслуживания населения города Реутова. А в нашем городе по указанию Мособлздравотдела и Московского комитета компартии хирургическое отделение больницы перепрофилировали под детское соматическое отделение. Одним словом, реорганизации – закрытие одних отделений и открытие новых на их месте – в реутовской больнице были и раньше.
В 1972 году в Реутове появляется трёхэтажное здание собственной стоматологической поликлиники, куда переходят вся стоматологическая служба и больничная лаборатория. За счёт высвобождения площадей, которые они ранее занимали, лучшие условия получили врачи других направлений и их пациенты. В те же годы при стационаре больницы открылась новая лаборатория. Кроме того, в 1972 году в больнице было завершено строительство инфекционного боксированного отделения на сорок коек. В год празднования 50-летия СССР реутовская больница имела в своём составе уже двести восемьдесят пять койкомест и четыре отделения.
Статистика роста
В юбилейном альбоме, подготовленном ветеранами городской больницы, есть сведения и о том, как быстро рос и развивался Реутов в послевоенные годы.
«С 1955 года в Реутове начинаются постепенное строительство жилищного фонда и рост населения города. Вместе с этим растёт и сеть здравоохранения», – читаем в альбоме. На его страницах, в частности, сообщается, что в послевоенные годы в городской поликлинике работали три терапевта. Они не только вели приём в кабинетах, но и обслуживали население на участках. В среднем на одного врача приходилось тогда около шести тысяч (!) подопечных. Постепенно, с вводом новых территориальных участков росло и количество участковых терапевтов, при этом доля населения на одного врача уменьшалась. Интересно, что в послевоенное время медики Реутова долгие годы обслуживали не только жителей нашего города, но и почти половину населения Балашихинского района. Только в 1956 году, когда в дополнение к уже действующей ввели ещё одну больницу в Балашихе, реутовским врачам стало проще работать. Примечательно, что к этому времени советская медицина отправила в прошлое ранее широко распространённую болезнь – дифтерию.
«Ликвидация дифтерии дала нам возможность свернуть дифтерийное отделение и использовать его помещение для других нужд, – отметили ветераны системы городского здравоохранения в альбоме. – Ликвидировали за ненадобностью также венерические койки и скарлатинозные, которые ранее тоже были в составе больницы. За счёт этого удалось расширить другие отделения».
Ещё немного динамичной статистики: в 1950 году реутовская больница имела сто пятьдесят койкомест, в 1967-м – уже сто восемьдесят. Терапевтическое и родильное отделения после расформирования военного госпиталя имели сначала по тридцать коек, но потом в терапии могли лежать уже сорок пять больных, а к 1972 году – и семьдесят одновременно.
Здание родильного отделения в 70-е годы XX века
С 1945 по 1972 год в Реутове в три раза выросло число детей. А ещё читаем: «Удлинился срок продолжительности жизни у граждан Советского Союза, и в том числе, конечно, у реутовцев. Слова санитарного врача Богословского, сказанные им в когда-то, что население Реутова вымирает, не оправдались!».
Целый раздел в альбоме посвящён прекрасным врачам и медицинским работникам, которым были благодарны многие земляки. «Эти люди вкладывали всю свою энергию, знания и силы в охрану здоровья своих земляков и организацию городской системы здравоохранения». Среди этих людей перечислены уже названные выше Сергей Эппель и Михаил Сорокин, фельдшер Александр Взоров и его дочь Ольга Александровна Взорова-Дмитриева, которая пошла по стопам отца, всеми уважаемая акушер-гинеколог Герта Альбертовна Будкевич, работавшая в Реутове с 1928 года и до самого дня её кончины в 1948 году.
Трудился в Реутове и блестящий хирург Василий Ефимович Крашенинников, защитивший на материалах нашей больницы степень кандидата наук, он проработал в больнице с 1924 года и до дня смерти в 1956 году. Замечательный терапевт Иван Фёдорович Каракаш тоже запомнился землякам как прекрасный врач и диагност. Это под его началом в послевоенные годы восстановили терапевтическое отделение. К моменту, когда коллеги подготовили альбом, доктор отметил 98-летие и оставался примером для всех, кто знал его лично.
Врач многогранного профиля Залман Ефимович Бухтер был одним из первых детских докторов Реутова. Он проработал в больнице больше тридцати лет. Много сил и энергии вложил в организацию первой советской хирургической службы Реутова блестящий хирург Семён Ильич Певзнер. Он до последних дней жизни заведовал хирургическим отделением больницы, проработав в нём более двадцати лет. Всю противотуберкулёзную службу города организовал, а потом и возглавлял её в течение сорока пяти лет Владимир Афанасьевич Романенко, кавалер ордена Ленина. Клавдия Михайловна Шишокина тридцать четыре года отдала охране здоровья реутовских детей. Она была депутатом Верховного Совета, организатором и патриотом своего дела, имела множество правительственных наград. Душой и прекрасным руководителем всей лабораторной службы города долгие годы была Мария Ароновна Бродова, она проработала в реутовской системе здравоохранения свыше сорока пяти лет.
Физиотерапевтическая служба реутовской больницы формировалась и затем успешно содействовала выздоровлению заболевших реутовчан под началом Анны Осиповны Рубчинской.
В альбоме упомянуто ещё множество врачей и медицинских работников, которые трудились на одном месте долгие годы – двадцать, тридцать, сорок, а некоторые и пятьдесят лет. Среди них Надежда Шубина, Мария Цветкова, Нелли Виноградова, Мария Гуревич, Василий Богомолов, Мария Рощина, Нина Сафронова, Зинаида Бажанова и другие.
Как пример верности профессии показательна судьба Марфы Петровны Поляковой. В 1918 году её, тогда работницу Реутовской фабрики, районная партийная организация направила на должность «красного директора» реутовской больницы. Но Марфа Петровна к директорским обязанностям так и не приступила, прекрасно сознавая, что для руководства больницей ей не хватает медицинского образования. В то же время она решила остаться работать в системе здравоохранения Реутова, выучившись на курсах медицинских сестёр. Долгие сорок шесть лет, до 1965 года, она трудилась в больнице и была душой коллектива.
Хочется верить, что такие врачи и медицинские работники в нашем городе были, есть и будут.
Фото из альбома, оформленного ветеранами реутовской больницы почти полвека назад, переснял и обработал Алексей Оводов. Редакция газеты «ПроРеутов» благодарит коллектив Музейно-выставочного центра Реутова за помощь в подготовке этого материала.