В реутовской школе № 10 в этом году заработал свой многофункциональный пресс-центр. Роли журналистов, верстальщиков, фотографов, корректоров, сценаристов, монтажёров и режиссёров в нём выполняют сами школьники. Спектр и качество их информационной продукции впечатляет: это и выпуски школьного журнала «В десятку», и регулярные посты с новостями и фоторепортажами в социальных сетях, и видеосюжеты на youtube-канале.
Школьным пресс-центром руководит педагог дополнительного образования Арина Александровна Новоженина. У неё в отличие от представителей некоторых других школ, где ребята в рамках профориентации учащихся тоже пытаются осваивать азы журналистики и пиара, есть серьёзный практический опыт в этих сферах. По образованию Новоженина историк искусств, окончила университет в Санкт-Петербурге, переехала в Москву, но в поисках работы решила идти не в галеристы или музейные работники, а немного в другом направлении. Ещё в университете у неё проявились хорошие организаторские способности. Развивая студенческие проекты, она занялась social media marketing (SММ) – это способ продвижения проектов, товаров и услуг при помощи форумов, блогосферы, социальных сетей – и наработала очень хорошее портфолио проектов. Наверное, поэтому, переехав в столицу, быстро нашла работу: стала PR-менеджером в Рыбаков фонде – частной филантропической организации, созданной Екатериной Рыбаковой и Игорем Рыбаковым для развития социально-образовательной среды. В этой организации, которая проводит массу интересных конкурсов и проектов для педагогов, студентов и школьников, Арина Александровна занималась некоммерческой программой «Преактум», развивающей предпринимательство среди молодёжи: оформляла, продвигала в соцсетях, создавала с коллегами youtube-канал, занималась другими серьёзными вещами.
– Как я оказалась в школе? Наверное, это всё-таки счастливое совпадение, – улыбается Арина Александровна. – Во-первых, у меня родители педагоги: мама учитель русского языка и литературы, папа преподаёт ИЗО. Я тоже сначала хотела поступать именно в педагогический. А сейчас – посоветовались с мужем, и он поддержал меня в желании работать с детьми, поэтому отправила резюме в школы. Вообще-то, рассчитывала на работу, которая будет как-то связана с историей искусств и всем тем, чем я раньше уже занималась – фотографией, видеосъёмкой, SММ-проектами. И тут директор десятой школы Ольга Сергеевна Кондрашова приглашает меня на собеседование и говорит, что ей нужен школьный пресс-центр. Одним словом, то, чем я сейчас занимаюсь, а это и творчество, и общение, и педагогика, – именно то, что я искала. И этой работой я просто живу!
К нашей беседе с Ариной Новожениной постепенно подключаются и ребята, которые после уроков пришли на уже полюбившиеся им занятия в пресс-центре. Попробовать себя в журналистике захотели не только старшеклассники, которым надо определяться, куда поступать после выпускного, но и мальчики и девочки помладше. К сегодняшнему дню в пресс-центре занимаются больше пятидесяти учащихся с шестого по одиннадцатый классы, есть и четвероклассник – Дени Обухов, который пришёл в школьную редакцию вслед за своим братом Давидом. Он, к слову, уже сделал первый свой журналистский материал с первоклашками, называется «Взгляд снизу».
– Интересно вам здесь? Что уже умеете? – спрашиваю у юных корреспондентов.
Ребята с гордостью показывают первые два выпуска журнала «В десятку». Стартовый номер вышел в октябре, всего спустя месяц после открытия пресс-центра, второй – в ноябре, его главными темами стали День учителя и подборка фотографий и статей под общим названием «Краски осени». Вообще, в пилотных выпусках школьного издания всё по-взрослому: вполне профессиональные фотографии, интересные рубрики, стильная вёрстка, и, конечно же, главная задача – нащупать и транслировать пульс школьной жизни.
Вот как ребята коротко презентуют своё медийное сообщество.
У пресс-центра несколько главных направлений работы: ежемесячный выпуск журнала «В десятку»; youtube-канал «Корень из десяти»; новостной портал для девятых-одиннадцатых классов The-ten-times, соцсети, есть даже отдел внешних коммуникаций.
– Какие-то постоянные рубрики в вашем журнале уже есть? Как вообще рождается каждый номер?
– В школьном пресс-центре у нас самоуправление. Номера и текущие планы обсуждаем коллегиально, – говорит Арина Александровна. – Так родились несколько постоянных рубрик, которые будут появляться у нас из номера в номер, а также на наших страницах в социальных сетях. Темы рождаются из того, что самим ребятам близко и интересно, здесь я им стараюсь ничего не навязывать. Так у нас появились рубрики «Страничка знаний» и «Мотиватор». Последняя – о секретах успеха известных личностей. В ноябрьском номере, например, это был рассказ о том, как начинали карьеру Стивен Спилберг, Ларри Кинг и Билл Гейтс. Тот же Спилберг случайно попал на киностудию, а Кинг мыл полы на той радиостанции, где ему предложили работу комментатора. Елизавета Есипович, автор этого материала, может вам рассказать ещё массу интересных фактов об этих людях. Кроме того, появилась у нас такая постоянная рубрика, как «Школа у микрофона». Первое интервью в ней – не только для журнала, но и для youtube-канала – ребята взяли у директора нашей школы Ольги Кондрашовой, снимали с трёх точек, «восьмёркой», – чтобы были разные планы.
– Кстати, а давайте поговорим о технике, которую вы уже освоили.
– У нас в работе фотоаппарат Lumix G7, его чаще используем для видеосъёмки, фотоаппарат Canon 600D с двумя хорошими объективами. Сначала технику я принесла сюда свою, но сейчас школа оснастила нас всем необходимым для работы пресс-центра: фотоаппаратами, поточным светом для фотосессий, петличными микрофонами, видеокамерой, штативами, – говорит Новоженина. – Есть у нас и такие ребята, которые к технике равнодушны, но зато им нравятся живопись или поэзия. Для любых творческих учеников наши двери всегда открыты. Так в пресс-центре появились свои карикатуристы и иллюстраторы, на полосах журнала есть место и для стихов собственного сочинения, и для рисунков. А ещё я учу ребят пользоваться онлайн-документами, современными компьютерными технологиями, программами, мы ведь живём в двадцать первом веке! Думаю, всё это им ещё не раз пригодится в жизни, даже если они не станут журналистами. Вы, к слову, в какой программе свою газету верстаете?
– В программе «Индизайн».
– И мы тоже! – не без гордости сообщают школьницы Анастасия Сюзюмская и Елизавета Есипович. – Знаете, есть такая хорошая книжка «Индизайн» для «чайников»?
– Да, нам многому приходится учиться, у нас это сейчас процесс непрерывный, – смеётся наставница юных журналистов. – «Индизайн» для «чайников», «Фотошоп» для «чайников», «Креатив клауд», «Премьер-про» для видео, «Иллюстратор» для логотипов – всё это мы осваиваем. Кому-то достаточно дать учебник или показать ролик, а с кем-то вместе садимся и учимся на практике. В своё время я жила в обнимку с компьютером и фотоаппаратом, поэтому мне проще ребятам всё это показать в процессе обучения.
– Похоже, вы погружаетесь в медиасферу вовсе не на любительском уровне…
– Конечно! Если делать, то хорошо. Впрочем, вовсе не всё и сразу можно быстро освоить. Труднее всего, например, у нас сейчас идёт обучение видеомонтажу, поэтому репортажи и ролики пока делаются долго, – рассказывает Арина Александровна.
Как выясняется, составляющие костяк ребята, которые занятия пресс-центра стараются не пропускать, с удовольствием пробуют себя сразу в нескольких жанрах: учатся фотографировать, писать, верстать, журнал оформляют и печатают тоже все вместе.
Нашу беседу прерывает звонок: нужен фотограф на репетицию школьного коллектива «Ритм». Коллектив скоро отпразднует пятилетие, и ребята из пресс-центра готовят о нём фильм и публикацию в журнале. Прерываемся и вместе с двумя юными журналистами идём на фотосъёмку. Вернувшись в пресс-центр, продолжаем разговор, но уже не о пройденных этапах, а о планах школьного пресс-центра.
– Следующий выпуск журнала у нас будет новогодним, а значит, должны быть соответствующие праздничные темы, – рассуждают ребята, разговор плавно перерастает в креативное планирование праздничного номера.
В нём будет, например, статья про новогодние причёски, её взялась написать Милена Аванян, а ещё профессиональная фотосъёмка на обложку по мотивам сказки «Снежная королева». Для того чтобы все знали, что и к какому сроку должно быть готово, кто за какую тему отвечает, в пресс-центре у всех перед глазами доски планирования. Напротив каждого пункта – фамилии и имена: Вика Пархимович, Давид Обухов, Анастасия Сюзюмская, Артемий Голиенко, Алёна Коровина, Михаил Воронин, всех не перечислишь.
А ещё между всеми сотрудниками школьной редакции идёт регулярная переписка в специальных чатах, так что совместно работать над текстами и фотоподборками они могут даже в удалённом режиме. Что такое «дедлайн», никому объяснять тоже уже не нужно. Недавно возникла задумка сделать стильный школьный календарь на следующий год. «Лицом» каждого месяца будут ребята с первого по одиннадцатый класс, а декабрьский листок украсит коллективное фото юных «акул пера», точнее, не только пера, но и фото-видеосъёмок, социальных сетей и внешних коммуникаций. Кстати, всё, что делают юные журналисты школы № 10, можно найти и посмотреть на страницах пресс-центра школы и в социальных сетях: vk.com/press10 и instagram.com/press.school10. У печатного журнала «В десятку» тираж пока не очень большой – по количеству классов в школе и три экземпляра для школьной библиотеки, учительской и директора, итого пятьдесят штук. В пресс-центре делают всё сами: освоили двойную цветную печать на принтере, степлеры и резаки. Это тоже целая наука.