Новости / Новости
К 75-летию Победы: 56 боевых вылетов совершил реутовчанин во время Великой Отечественной войны
25.12.2019 в 15:15
757 0
Автор: Никита ПЛОТНИКОВ

Сергей Иванович Поляков в годы Великой Отечественной войны уже в 19 лет служил стрелком-радистом на американском бомбардировщике. О боевых вылетах, аварийных посадках и секрете долголетия 98-летний ветеран рассказал корреспонденту «Реута».

Сергей Иванович встретил журналиста дома крепким рукопожатием. Про годы войны он рассказывал охотно и бодрым голосом. Правда, приходилось громко задавать вопросы: слух у него слабый, а слуховой аппарат уже вышел из строя. Чтобы получить новый, ему нужно пройти медкомиссию, на которую у ветерана уже нет физических сил.

Студент аэроклуба

Сергей Иванович родился в 1922 году в Рязанской области. Спустя 15 лет, после окончания семилетки, он вместе с семьёй переехал в Реутов и поступил в электротехнический техникум. Поняв, что это не его, отчислился спустя год учёбы и поступил в аэроклуб, который готовил пилотов на кукурузнике ПО-2.

- Во время учебы нам давали стипендию – 250 рублей, на эти деньги можно было спокойно жить. Нас даже кормили 2 раза в день бесплатно, - рассказал ветеран.

В марте 1941 года с военной лётной школы в Рустави (Грузия) приехали офицеры для набора курсантов. Наш герой успешно сдал экзамены, прошел медкомиссию и отправился в училище.

Пароль «25»

Города Рустави, как такового, тогда еще не было – на его месте располагалась только военная часть с аэродромом. Вместе с переездом Сергей Иванович пересел на самолёт УТ-2, который считался спортивным и в то же время максимально приближенным по характеристикам к военным истребителям.

22 июня 1941 года – в свой день рождения - Сергею Ивановичу было не до поздравлений. Курсантов рано утром подняли по боевой тревоге и объявили: «Началась война». Правда, в пекло сражений молодых бойцов сразу не бросали – они продолжали подготовку.

Вскоре летное училище расформировали и нашего героя направили в азербайджанский Кировабад (ныне Гянджа) в запасной авиационный полк. Там ветеран стал членом экипажа летающей машины боевой – его учили на стрелка-радиста американских бомбардировщиков «Бостон», которые СССР получил по программе ленд-лиза. Помимо стрельбы фронтовик отвечал за радиосвязь с землей и другими воздушными судами.

Переговоры велись с помощью секретных шифров, которые знали только свои. Например, слово «25» означало: начинаю бомбардировку. Переговоры велись на одной частоте, их легко было перехватить. Однажды, во время боевого вылета с радистом связались противники, чтобы перенацелить на другой объект. Когда наш герой спросил пароль – ему ничего не ответили. Уловка врага не удалась.

Аварийная посадка

В конце 1942 года из Кировабада нашего героя с товарищами отправили на фронт, на военный аэродром в Чечне – они были первым пополнением своего полка.

 Всего за войну стрелок-радист совершил 56 боевых вылетов. Самый драматичный произошел 13 февраля 1943. Память о том дне освежил ветерану документ, который нашла его внучка несколько лет назад в военных архивах. В нем подробно описывается тот день.

Ветеран с гордостью в голосе зачитывал вслух строчки из документа: «При бомбардировании скопления автомашин с пехотой противника в районе Старонижестеблиевской (Краснодарский край) пару наших самолётов атаковала шестерка истребителей противника ME-109».

Самолёт нашего героя был ведомый и двигался за ведущим, мотор которого подбили. Сергей Иванович прикрывал своих товарищей, пока они не скрылись в облаках. Будучи раненным в ногу, он продолжал стрелять. У самолета, в котором был стрелок-радист загорелись оба мотора, кабина начала заполняться дымом. Они находились над территорией врага – прыжок с парашютом был равен попаданию в плен, поэтому экипаж решил остаться в самолете до конца. Они сели в поле недалеко от хутора.

- Машина горит. Я, штурман и второй стрелок выбрались. А у пилота заклинила дверь, он кричит: «Спасайте!». Уж не помню, как, но нам удалось разбить стекло и вызволить товарища. Только отошли от фюзеляжа – он взорвался. Что интересно, сели мы на территорию, которую 2 часа назад освободили от немцев. Местные жители по этому случаю напекли нам блинов, оставили на ночлег, - рассказал ветеран.

Однажды, возвращаясь из боя на одном моторе, экипаж Сергея Ивановича задерживался с прилетом. Сослуживцы уже собрались уезжать с аэродрома, уверенные, что их товарищи погибли. Но тут они заметили, как подлетает самолет. Прямо как в любимом фильме ветерана – «В бой идут одни старики».

Будни пилота

Не каждый день пилотов был также насыщен событиями. После того как Сергей Иванович с товарищами приезжал на аэродром, экипаж мог ждать вылета весь день и так его и не дождаться. По воспоминаниям ветерана, во время боя он не испытывал страх – гораздо волнительнее было в ожидании сражения.

Сергей Иванович участвовал в освобождении Краснодара, Армавира, Крыма. Он до сих пор помнит свист зенитных снарядов, которые попадали в обшивку самолета. В сражения над Севастополем фронтовик снова пережил аварийную посадку в горящем самолёте и ранение в ногу.

- Помню, в госпитале я начал жаловаться санитару, что он мне брюки испортил, разрезав их. Он ответил: «Какие брюки? Тебе надо было ногу спасать.

После скитаний по госпиталям наш герой отстал от своего полка и был отправлен в Алатырь (Чувашская АССР) на тренировочный аэродром. В бои он уже не вступал – перегонял самолёты на фронт. Войну закончил да Дальнем Востоке связистом в полке в Чите, демобилизовался в 1947 году.

Секрет долголетия

После войны Сергей Иванович вернулся в Реутов, начал работать на Московском заводе малолитражных автомобилей, затем ушел на предприятие оборонного комплекса. Был слесарем-механиком, параллельно учился в вечернем техникуме, после выпуска стал инженером-технологом. Он ушел на пенсию в восьмидесятилетнем возрасте.

- Здоровье позволяло работать, я не хотел лежать просто на диване. Жизнь – это движение. Предприятие, где я трудился, было в Измайлове. Дорога к нему шла через парк. Я специально выходил из автобуса за несколько остановок и шел пешком через него на работу. Я и сейчас гуляю по скверам, - рассказал ветеран.

Летом Сергей Иванович проводил время на даче. Он перестал заниматься садоводством, только когда ему было за 90…

Ветеран награжден орденом Красной Звезды и Отечественной войны I степени, а также медалью «За победу над Японией».

Статьи по теме
Комментарии 0
Комментарии отключены
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт Бизнес История ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное Кино ДК «Мир» РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Наше Подмосковье Энергия Выборы Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ПосадиСвоеДерево ЗАГС Академик Челомей РТВ Девушкамечты Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Кадеты Мнения Людмила Колобанова Космос Путешествия Интернет Президент Владимир Путин ОДОН ММЦ Ирина Тульчинская Александр Леонов WorldSkills Русален ДЮСШ Тимур Кизяков Рецензия Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Михаил Илинич Евгений Касперский Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Алексей Илларионов Мириталь Братья Березуцкие Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Психология Большие вызовы Владимир Этуш Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов Патриарх Кирилл
< >