Новости / Новости
Сто спасательных операций Владимира Легошина
30.06.2020 в 16:02
2079 0
Автор: Алексей Галанин

Мало кто знает, что живший в Реутове Герой России Владимир Легошин стоял у истоков создания МЧС и рождения в России всеми уважаемой профессии «спасатель».

Родился Владимир Данатович Легошин 18 марта 1962 года в городе Железнодорожном, который сейчас стал микрорайоном Балашихи. Затем его семья жила в Реутове, где Владимир окончил среднюю школу № 2. Вместе с ним школу окончил и его брат-близнец Андрей, с которым они всю жизнь рядом, — вместе учились, вместе работают в МЧС.

По словам учителя истории реутовской школы № 2 Ирины Никитиной, школьниками Андрей и Владимир были озорными, но очень добрыми. Желание постоянно что-то делать буквально переполняло их. Ребята участвовали во всевозможных соревнованиях, постоянно занимались общественной деятельностью: собирали металлолом, макулатуру. После окончания школы братья Легошины поступили в Энергетический институт, а затем учились в аспирантуре.

Свою трудовую деятельность Владимир Легошин начал в 1979 году — он работал слесарем-электромонтажником в Центральном конструкторском бюро машиностроения. С 1986 года, после окончания Московского энергетического института, трудился инженером, старшим инженером, инженером-электронщиком в Московском энергетическом институте.

Вместе с братом-близнецом Андреем профессионально занимался спортом, в том числе альпинизмом.

В то время одной из лучших в стране считалась балашихинская группа альпинистов и спелеологов. Пройдёт время и один из её лидеров, ныне международный эксперт ООН, спасатель международного класса Григорий Корольков вместе с братьями Легошиными в числе первых вступит в отряд Центроспас.

Когда после катастрофического землетрясения в Армении в декабре 1988 года в зону бедствия со всей страны направлялись добровольцы для спасения людей, братья Легошины, опытные к тому времени альпинисты, прибыли туда одними из первых.

— Мы подумали: «А почему мы не в Армении?», — вспоминает один из самых знаменитых балашихинских альпинистов той поры Кирилл Бородин, ныне начальник отряда Центроспас. — Ведь мы в основном были спелеологами, а завалы похожи на пещеры. Почему мы не можем залезть под развалины и помочь людям? Решили поехать…

Благодаря помощи комсомольской организации удалось организовать вылет военного борта со спасателями из Балашихи уже на следующий день. Работать приходилось чуть ли не голыми руками — к тому времени в Советском Союзе не было специальной техники для разбора рухнувших зданий, расчистки ходов к заваленным помещениям, разрезания арматуры. Оказалось, что никакие уроки из разрушительных землетрясений в Ашхабаде, Ташкенте извлечены не были. А самое главное — не было подготовленных специалистов.

— Работали трое суток, практически не останавливаясь, — вспоминает один из спасателей. — Нужно было успеть. Люди под руинами умирали от ран, от холода. Каждая секунда — это чья-то жизнь. Только через три дня удалось хоть немного поспать.

Несмотря на нагрянувшие морозы жители города, выжившие при землетрясении, вынуждены были ночевать на улице. Они опасались заходить в уцелевшие дома, так как боялись повторных толчков. Подоспевшая гуманитарная помощь бесследно растворялась в толпе голодных и замерзающих.

Землетрясение в Армении стало одним из самых страшных за всю историю СССР: под завалами погибли 25 тысяч человек, ещё 140 тысяч стали инвалидами, полмиллиона лишились крова. Однако жертв могло быть намного меньше, если бы в стране было специализированное ведомство для ликвидации катастроф.

Вот почему именно после спитакского землетрясения было принято решение о создании специальной спасательной службы. Сначала при Совете министров СССР была создана Комиссия по чрезвычайным ситуациям, в которой Владимир Данатович Легошин начал работать внештатным спасателем. А когда Сергею Шойгу удалось добиться создания Государственного комитета РФ по чрезвычайным ситуациям, а в его составе — первого профессионального подразделения — Центрального аэромобильного спасательного отряда Центроспас, братья Легошины вошли в число первых спасателей отряда.

17 апреля 1992 года Госкомтруд официально утвердил профессию «спасатель», до этого в нашей стране такой профессии просто не было.

— Наше подразделение в отряде называют «Балашиха», — рассказывает спасатель Григорий Корольков. — И его костяк — это те ребята, которые когда-то составляли основу балашихинского турклуба. Так что при формировании отряда Центроспас было логично, что балашихинцы пришли туда чуть ли не в полном составе.

К работе спасатели отряда официально приступили 1 июля 1992 года. Тогда Центроспас арендовал помещение пожарной части в подмосковном городе Жуковском неподалеку от аэродрома Лётно-исследовательский институт имени М.М. Громова. Такое месторасположение позволяло спасателям оперативно вылетать к месту чрезвычайной ситуации (ЧС).

Работы у спасателей отряда всегда было много. Одна из первых крупных операций Центроспаса — подготовка и осуществление направленного взрыва 120-метровой трубы, нависшей над нефтеперерабатывающим заводом в Уфе. Успешно проведённая операция была даже занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

В 1993 году Владимир Легошин был одним из руководителей операции по спасению жителей абхазского города Ткварчели, оказавшихся в блокаде во время войны между Абхазией и Грузией. Тогда под непрерывными обстрелами в городе с разрушенной коммунальной инфраструктурой российские спасатели наладили оказание медицинской и гуманитарной помощи населению, а также провели эвакуацию женщин, детей и пострадавших горожан. Всего было эвакуировано более 2000 человек.

В 1994 году В.Д. Легошин сначала участвовал в гуманитарных миссиях Центроспаса в охваченной гражданской войной Боснии и Герцеговине, а затем — в зоне массового геноцида в Центральной Африке на территории Танзании, Уганды, Руанды и Бурунди.

Владимир Легошин рассказывает, что самое трудное в профессии спасателя — приучить себя к тому, что придётся видеть смерть и боль.

— У нас 90% спасательных операций — это тела и фрагменты, — с грустью рассказывает он. — Приходится иметь дело с тем, что и узнать невозможно. Но это наша работа, и её нужно делать. Потом, правда, выяснилось, что гораздо труднее иметь дело с людьми живыми. Есть такие ситуации, когда только подходишь к человеку и понимаешь, что он уже обречён. И твоя задача — сделать так, чтобы он умер спокойно. Честно говоря, мне ещё ни разу не удавалось сделать это... Приезжаешь домой, пытаешься выспаться, а у тебя бессонница. Причём странная и бешеная. Ты словно в полудреме, и перед тобой разворачиваются разные ситуации. Ты вспоминаешь человека, который умер у тебя на глазах. Понимаешь, что мог поступить так, а поступил иначе. Понимаешь, что не нашёл таких действий, которые позволили бы тебе спасти человека. Хотя объективно на тот момент ты сделал всё, что мог…

Впоследствии Владимир Легошин стал начальником поисково-спасательной службы Центроспаса, а с 1997 года — заместителем командира Центроспаса. Его брат Андрей в течение нескольких лет был командиром отряда.

Сотрудники Центроспаса, в том числе Владимир Легошин, принимали участие в боевых действиях в первой и во второй чеченских войнах. Обстрелы и террористические акты не помешали им выполнять гуманитарные операции по оказанию помощи мирному населению.

— Мы даже бронежилеты не носили, следили за тем, чтобы никакой военной атрибутики и в помине не было, потому что только так есть шанс выжить, — рассказывал Владимир Легошин. — Иначе хана…

Тем не менее несколько сотрудников МЧС России погибли именно в Чеченской Республике — и бронежилеты их не спасли.

28 мая 1995 года мощное землетрясение стёрло с лица земли Нефтегорск на Сахалине. Стихия обрушилась ночью. Город был разрушен до основания. Не уцелело ни одного жилого здания. В.Д. Легошин прибыл туда с первым рейсом самолёта МЧС и незамедлительно организовал проведение спасательной операции.

Благодаря умелым и самоотверженным действиям своего командира, подчинённые Владимира Легошина сумели отыскать и извлечь из-под завалов живыми 35 человек. Девять спасённых жизней было на личном счету Легошина.

Именно в Нефтегорске для поиска пострадавших спасатели впервые стали объявлять минуты тишины, когда можно было услышать стоны людей, находящихся под завалами.

— В Нефтегорске у нас было только две собаки, — вспоминает Легошин. — А они не люди и не могут работать свыше своих сил. Саша, один из спасателей МЧС, говорит: «Слушайте, техника замолкает, и начинает плакать ребёнок». Мы были все на нервах, я говорю: «Тебе показалось, это кошка». Он настаивает на своем: «Нет, ребёнок». Саша вычислил, где может быть этот ребёнок, руками разгрёб завал, дошёл до обломков кровати. А там пяточка торчит, маленькая, розовенькая. Потрогали — тёпленькая. Вытащили. Дали пить — грязный весь, трое суток под завалом. Пьёт, морщится. Попил, спрашиваем: «Ещё пить хочешь?» Он: «Не-а», — говорить ещё не может, а мысли выражает интонациями. Мы стоим вокруг него, пятнадцать мужиков: у всех слёзы…

Профессионализм российских спасателей пригодился и после разрушительного землетрясения, которое произошло 17 августа 1999 года в Турции, оставив в руинах несколько провинций. Уже вечером того же дня на место катастрофы отправился первый российский самолёт МЧС. Отряд спасателей возглавлял В.Д. Легошин.

Буквально с колёс спасатели приступили к работе. Пока специалисты из других стран прибывали к местам разрушений и разворачивали свои лагеря, российские спасатели уже вели широкомасштабные поисково-спасательные операции. Результат потряс всех — российские спасатели сумели извлечь из-под развалин больше живых людей, чем спасатели всех остальных стран, вместе взятые. Владимир Легошин лично спас 28 человеческих жизней.

Указом Президента Российской Федерации № 1127 от 17 июня 2000 года за мужество и героизм, проявленные при спасении человеческих жизней, Владимиру Данатовичу Легошину было присвоено звание Героя Российской Федерации.

— Ни я сам, ни любой другой спасатель, ни в коем случае не хотим приписать себе славу Спасителя, — объясняет В.Д. Легошин. — Спасатель — это прежде всего технология. В спасательных работах человек должен выкладываться, а на пределе он может работать лишь короткое время. Чтобы работы шли интенсивно, частота смены рабочих групп должна быть высокой. Это очень важно. Тогда всё идет ладно. Мы стараемся сократить время реагирования, минимизировать время деблокирования пострадавших, разрабатываем новые подходы, смотрим, как уменьшить наносимый человеку вред, что ещё предпринять и как можно быстрее помочь человеку. А если это невозможно, как-то поддержать его жизненные функции. Помощь должна прийти как можно скорее, над этим мы и работаем.

За 25 лет работы подразделения отряды Центроспас привлекали к ликвидации последствий ЧС и проведению поисково-спасательных работ более 50 тысяч раз. За эти годы были спасены свыше 50 000 человек по всему миру. Спасатели Центроспаса одними из первых выезжают на ликвидацию последствий ЧС федерального и международного масштаба. Их работу помнят пострадавшие от землетрясений, наводнений, цунами, техногенных ЧС во всех уголках Земли, им поручают сложнейшие спасательные операции.

В 1998 году Владимир Легошин, продолжая работать в Центроспасе, окончил Академию гражданской защиты МЧС России, а затем был назначен заместителем начальника Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда в своём ведомстве.

Всего В.Д. Легошин принимал личное участие более чем в ста спасательных операциях по всей России и во многих других странах мира. Он вытаскивал людей из-под завалов домов, взорванных террористами в Москве, выносил спасённых заложников из Театрального центра на Дубровке в 2002 году, спасал выживших после катастрофического цунами в странах Юго-Восточной Азии в 2004 году… Несмотря на личные заслуги Владимир Данатович всегда подчеркивает, что спасение жизней — это процесс коллективный. В горящую избу должны входить пожарные, а в воду — нырять водолазы. Ведь даже самый замечательный спасатель один ничего не сделает.

Статьи по теме
Комментарии 0
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите пожалуйста.
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт Бизнес История ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости Архив газеты МКДЦ Полезное ДК «Мир» Кино РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Наше Подмосковье Энергия Выборы Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей Девушкамечты РТВ Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Кадеты Мнения Людмила Колобанова Космос Путешествия Президент Владимир Путин Интернет ММЦ ОДОН Александр Леонов Ирина Тульчинская WorldSkills Русален ДЮСШ Рецензия Тимур Кизяков Филипп Науменко Крутицы Юрий Кузнецов Анна Вирон Евгений Касперский Михаил Илинич Секс Татьяна Космачёва Дима Билан Андрей Ломанов Мириталь Алексей Илларионов Братья Березуцкие Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Наталья Назарова Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы Владимир Этуш
< >