Специалист в сфере информационных технологий из Реутова Наталья Иванова вот уже более 15 лет болеет темой винтажных шёлковых платков. Её страсть к коллекционированию привела к тому, что за несколько лет она стала одной из самых авторитетных в этой области, а её коллекция, насчитывающая несколько тысяч платков европейских принтов, датированных началом 1950-х и вплоть до 2000-х годов, на сегодняшний день крупнейшая в нашей стране.
Об энергетике винтажа и системном подходе к коллекционированию
– Я занимаюсь информационной аналитикой, – комментирует Наталья. – И, конечно, это повлияло на мой подход к коллекционированию. Для меня важна информационная составляющая: изучение модных тенденций, год выпуска, особенности дизайна.
Мои платки – это обязательно ручная печать, которая сейчас используется только несколькими очень крупными дорогими домами.
В современных платках вы не найдёте такой кропотливой работы с эскизами, подбором красок, идеальной печатью и невообразимо искусной подшивкой, как раньше.
И шёлк был совсем другим. Самые первые шёлковые ткани были весьма редки и безумно дороги, поэтому их носили исключительно привилегированные слои общества. В Китае 5000 лет назад был настоящий культ шёлка: в старых китайских текстах упоминается о жертвоприношениях богу шелкопряда и священных тутовых рощах.
Сейчас в основном шёлк тоже китайский, но совсем не тот. Это как с курицей – выращенной на ферме или нашпигованной канцерогенами из ближайшего супермаркета. Разница чувствуется даже на ощупь – в таких платках больше химии, добавок. Моя основная цель – не количество, я за ним не гонюсь.
Шёлковые платки – это моя страсть. Все деньги и всё время уходят на коллекцию. Квартира давно превратилась в большой склад. Но близкие меня всячески поддерживают в моём безумии, в какой-то мере, я их тоже заразила этим. По улицам свои платочки, конечно, выгуливаю: летом – вместо шляпы, а зимой – как палантин. К достоинствам шёлка можно отнести универсальность и отличную терморегуляцию. Самые красивые экземпляры храню как произведения искусства – это мои сокровища.
«Девушки Веласкеса»
– Может, это и не оригинально, но у меня всё началось с посещения блошиного рынка во Франции, – рассказывает Наталья. – 15 лет назад я в первый раз попала в Париж, и он стал символом другой бытовой культуры. Меня, любительницу старинных вещиц, подруга буквально за руку подвела к знакомой продавщице подержанных вещей. И среди всякого хлама я вдруг увидела яркий квадратик – шёлковый платок от Пьера Кардена 1960-х годов. Выторговали за два евро. С него всё и началось, остановиться я уже не смогла. Из каждого своего путешествия я привозила «счастье» – чемодан раритетных платочков.
Сейчас всё приходится покупать на специальных аукционах. Из последних приобретений – «Девушки Веласкеса» – эксклюзивный испанский винтажный платок марки Loewe. Нашла его аж на японском интернет-аукционе. Цену не скажу. Но платки – это же не ювелирка, самые дорогие – тысяч 30–40 стоят: люксовые марки Hermés и Chanel. Кстати говоря, их чаще всего и подделывают.
В моей коллекции, пожалуй, самые уникальные – это платки 1920-х годов. Они сильно отличаются от других, в основном сложностью печати. Свои коллекции я не очень люблю выставлять. Пока были только камерные выставки, а в дальнейшем, может быть, какая-нибудь галерея закажет, кто знает?
Татьяна Белая