В кабинете директора школы № 2 Надежды Головиной среди кубков и грамот на видном месте бюст Ивана Тургенева. Эта ручная работа тоже своего рода школьная реликвия — изваял классика русской литературы ученик 10 «А» класса Манвел Вардикян. Подумалось, что в будущем этот парень может стать большим скульптором, и, конечно, захотелось с ним пообщаться, а ещё с его классным руководителем Натальей Геннадьевной Сорокиной.
В будущем Манвел видит себя не скульптором, а, скорее всего, архитектором.
— Я уже 6 лет учусь в Художественной школе имени Ильи Репина, — рассказал он. — У меня там очень хороший учитель — многопрофильный специалист. Он и заинтересовал меня скульптурой. Почти 3 года назад, в 2018 году, к 200-летию Ивана Сергеевича Тургенева проходила выставка; к ней я и сделал этот бюст. Правда, в то время я почти ничего не знал о строении лица, черепа, о мимических мышцах. Всё это я изучил только в прошлом году.
По поводу архитектуры Манвел замечает:
— Чтобы поступить в архитектурный вуз, надо быть художником и, желательно, заниматься скульптурой тоже. Благодаря этому ты лучше чувствуешь объём. Посмотрите на творения Микеланджело, всемирно известного скульптора и художника, — у него даже самые простые зарисовки словно вылеплены из глины. Он до такой степени чувствовал объём, что изображал его намного лучше, чем все остальные.
На вопрос, как много скульптур Манвел уже сделал, парень отвечает: «Достаточно…». А ещё среди его работ живопись. Десятиклассника привлекают исторические личности. Прежде чем их нарисовать, он пытается узнать что-то из книг об их судьбе и жизни. В прошлом году (напомним, это был Год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне) Манвел изобразил картину с двумя маршалами-полководцами Иваном Баграмяном, Александром Василевским и верховным главнокомандующим Иосифом Сталиным. Кстати, предстоящим летом в планах Манвела сделать бюст Сталина.
Но вернёмся к Тургеневу, точнее к истории его появления в кабинете директора школы… Как известно, в школе № 2 часто проходят творческие выставки. На одной из них несколько лет назад Манвел участвовал в конкурсе «IT-парк». Поддержать внука пришёл его дедушка. В тот день он разговорился с директором школы о том, как важно, что ребята в общеобразовательной школе могут проявить себя не только в учёбе и обычной школьной программе, но и в творчестве. И тогда же дедушка Манвела обещал передать учреждению в подарок одну из работ своего внука.
Сказано — сделано! Бюст Иван Сергеевича Тургенева Манвел принёс в школу ко Дню учителя, теперь он среди школьных раритетов и кубков за победы и достижения учащихся. Смотрится среди них, к слову, очень гармонично, как будто всегда там стоял. Этот бюст невероятно тяжёлый, он сделан из глины, но унести и даже просто сдвинуть его с места — задача не из лёгких, поэтому сфотографировать Тургенева без окружающих его предметов не получилось. Впрочем, в этом что-то есть: не место украшает хорошую работу!
Вернёмся к творчеству школьника. Как выясняется, в семье Вардикян Манвел — не единственный художник.
— Дедушкин брат очень талантливый: неплохо рисует, хотя и самоучка. И родной брат моего прадедушки был художником по образованию. Архитекторов в нашей семье, правда, пока не было. Но в моём стремлении поступить в архитектурный меня поддерживают все родные, одобряют этот выбор и во многом помогают.
Следующий вопрос к десятикласснику был несколько провокационным: раз он учится в московской, а не в реутовской художественной школе, может, были мысли сменить и общеобразовательное учреждение?
— Мне в школе № 2 Реутова очень нравятся учителя, одноклассники, директор. Я их не брошу! У меня и мыслей таких никогда не было, — признался Вардикян.
Немного о своём ученике рассказала нынешний классный руководитель Манвела — Наталья Геннадьевна Сорокина. Она сразу заметила, что в её 10 «А» почти все ребята творческие, неординарные, интересные (это, кстати, повод познакомиться ближе с другими школьниками — они тоже могут стать героями наших публикаций). А пока продолжаем наш рассказ об ученике 10 «А» школы № 2 Манвеле Вардикяне.
— Манвел у меня как у классного руководителя совсем недавно: в наш 10 «А» его перевели только в этом году, в прошлом году я у него вела русский язык, — говорит Наталья Геннадьевна. — Он спокойный, не по годам рассудительный молодой человек, а ещё он — очень интересный собеседник.
По словам классного руководителя, Манвелу всегда есть чем поделиться, особенно тем, что ему самому интересно. Он много читает и рассказывает о том, что узнал сам, своим одноклассникам, нередко находя к теме уроков дополнительные сведения, каких нет в школьных учебниках.
— Это его конёк! — говорит учитель и добавляет: — Я уверена, что с ним интересно общаться не только сверстникам, но и людям значительно старше его.
Наталья Геннадьевна также рассказала, что два нынешних десятых класса — «А» и «Б» — дружны между собой: ребята часто собираются вместе, что-то обсуждают, не раз бывали на совместных выездных экскурсиях с директором школы и учителем русского языка и литературы. И к школьным мероприятиям они тоже готовятся вместе.
— Осенью, когда мы проводили неделю русского языка и литературы, Манвел помогал оформлять стенды: нарисовал прекрасного коня к стихотворению Есенина. С такими ребятами всегда очень приятно и интересно работать, — признается педагог и не без гордости замечает, — в моём классе столько ярких и интересных детей! Они очень своеобразные, дружелюбные, многие занимаются чем-то дополнительно: музыкой, изобразительным искусством, спортом… И знаете, ещё не было такого, чтобы они отказывались принимать участие в подготовке общешкольных мероприятий.
Наталья Геннадьевна уверена: когда, кроме обычной школьной программы, дети могут проявить себя ещё в чём-то, это всегда на пользу и им самим, и тем, кто их вдохновляет. Среди таких мотиваторов могут быть не только учителя, но и родные, друзья и единомышленники.
Нередко от уже совсем взрослых людей слышишь: мол, нынешние школьники уступают в талантах предыдущим поколениям. Ничего подобного! Мы с радостью рассказывали и будем рассказывать о том, что умных и талантливых детей и подростков в Реутове во все времена было предостаточно.
Уважаемые родители и педагоги, о героях наших следующих статей — о детях и подростках, проявляющих себя в творчестве, спорте или в других областях, можно написать в письме на нашу редакционную почту: proreutov@gmail.com.
Зинаида Гейдельман