Автономная некоммерческая организация социального обслуживания «Социальные инновации» уже много лет оказывает гарантированные государством социальные услуги пожилым людям региона и помогает справляться с бытовыми трудностями. Коллектив, который не понаслышке знаком с психологией старшего поколения, рассказал об отличных вариантах упражнений и практик, направленных на укрепление и тренировку памяти.
Память у пожилых людей даже лучше, чем у молодых. Как? Сейчас будем разбираться.
С возрастом многие познавательные функции мозга претерпевают ряд изменений, в том числе и память, поговорим сегодня именно о ней.
Память разделяется учёными на четыре основные категории:
— сенсорное хранилище — очень кратковременная зрительная или слуховая память, удерживающая поступающую сенсорную информацию в течение нескольких секунд до начала её обработки;
— первичная (или кратковременная) память — именно то, что находится «в мыслях» в настоящий момент;
— вторичная (или долговременная) память — заучивание и последующее воспроизведение;
— третичная — память на отдаленные события.
А теперь интересный факт: как оказалось, в отношении некоторых категорий память пожилых не уступает или даже превосходит память молодых людей!
По результатам исследований выявлено, что на уровне сенсорного хранилища пожилые люди способны принимать и удерживать всё же чуть меньше информации, чем молодые, но это может быть обусловлено возрастными изменениями зрительной и слуховой систем, но не памяти как таковой. Большинство исследований кратковременной (первичной) памяти не обнаружило существенных различий также между памятью пожилых и молодых людей.
А вот третичная память у наших любимых мам, пап, дедушек и бабушек оказалась гораздо сильнее! Согласно некоторым исследованиям, пожилые люди гораздо лучше припоминают исторические события и их подробности, особенно если принимали в них участие.
Обнаружены существенные различия не в пользу пожилых людей в исследованиях вторичной (или долгосрочной) памяти. И здесь важно отметить следующее: нет оснований считать, что способность пожилых запоминать меньше слов из списка или деталей рисунка обусловлена именно возрастом! Некоторые учёные полагают, что такое различие спровоцировано особенностями организации самого процесса запоминания и мотивацией, ведь при должной подготовке пожилые люди при отсутствии заболеваний, вызывающих изменения памяти, демонстрируют результаты ничуть не хуже, а иногда даже лучше, чем у молодых.
Сотрудники организации «Социальные инновации» собрали несколько полезных упражнений и действий, которые помогут развить и укрепить память, а начать их использовать никогда не рано, равно как и никогда не поздно:
1. Умеренные спортивные нагрузки (конечно, при отсутствии противопоказаний) и правильное питание — не нужно забывать, что всё в нашем организме взаимосвязано;
2. Нагружаем память — используем варианты на любой вкус: изучение иностранных языков, чтение и анализ, сканворды и кроссворды, интеллектуальные стратегические игры и спорт (шахматы и прочее), IQ- пазл, решение логических задач;
3. Систематизация — разработка собственных систем (учёта, хранения, планирования) очень помогает держать мозг и память в тонусе и неважно, система ли это расставления и подписи специй, простой органайзер или же многоуровневая картотека, главное, чтобы вы создавали её сами;
4. Перерывы. Если вы заняты чем-либо однообразным на протяжении долгого времени, следует делать краткосрочные перерывы хотя бы раз в час;
5. Говорите и рассуждайте. Все мы каждый день получаем огромное количество информации извне: что-то происходит, где-то прочитали, от кого-то услышали — расскажите об этом, пересказ отлично тренирует нашу память;
6. Внимание к деталям — приучите себя разглядывать предметы, вещи и даже людей;
7. Стихи. Выучить стихотворение любимого поэта — это способ улучшить память и прекрасно провести время;
8. Мыслите позитивно. В хорошем настроении тренировать память, да и просто жить становиться проще, ведь так мы не концентрируемся на негативных событиях.
Коллектив Автономной некоммерческой организации социального обслуживания «Социальные инновации» убеждён: память развивается путём упражнений и упорной работы по запоминанию, длительному сохранению, полному и точному воспроизведению. Чем больше человек знает, тем легче ему запоминать новое, увязывая, ассоциируя новый материал уже с известным. Память как психическое явление не только дар природы, но и результат целенаправленного воспитания. А как вы тренируете свою память?