Российская оперная певица, лауреат многочисленных международных конкурсов, приглашённая солистка камерных и оперных фестивалей, исполнитель главных мировых премьер современной классической музыки в лучших залах России и Европы — Анна Половинкина вот уже много лет занимается вокальной педагогикой в Реутовской музыкальной хоровой школе «Радуга».
Среди её учеников — лауреаты российских и международных конкурсов, стипендиаты губернаторских и президентских грантов, студенты бюджетных отделений музыкальных вузов и ссузов России, участники концертов и оперных постановок, солисты молодёжных оперных программ. Анна рассказала нашему корреспонденту о себе, о своей обширной сценической практике, приоткрыла секреты звёздного преподавания и поделилась планами на будущее.
— Я родилась в Новокузнецке и перебралась в Москву, когда поступила в Российскую музыкальную академию имени Гнесиных, — говорит Анна. — Вслед за мной в столицу приехали мои родители. Так получилось, что мама устроилась работать в Реутове руководителем хора в школу «Радуга», и все мы оказались в этом небольшом подмосковном городке. Я помогала маме консультировать юных учеников, составлять им конкурсные программы и потихоньку втянулась в эту работу. В итоге начала сочетать учёбу в аспирантуре с преподаванием вокала. С тех пор, а прошло уже более 5 лет, о конкурсных и концертных результатах юных певцов «Радуги» стали говорить как о феномене реутовской вокальной школы. Если наши дети выходят на конкурсы, это априори означает, что все места лауреатов будут заняты! Я горжусь, что мы смогли поднять планку на такой высокий уровень.
У нас накопилось очень много наград, дипломов и грамот: когда я, собрав их все, поехала на аттестацию в Москву, еле добралась, — чуть не надорвалась от веса этих призов. Наши детки — большие молодцы! Первый выпуск уже поступает в высшие учебные заведения, причём в весьма знаковые: Гнесинка, Московская консерватория и т.п. А какие у нас дебюты! Одна из девочек недавно пела соло в Международном Доме музыки на фестивале духовной музыки. А четыре наши ученицы дебютировали в Театре Станиславского на международном фестивале детских театров. Спектакль с их участием был номинирован на премию «Арлекин» и в этом году будет показан в Театре наций.
Анна призналась, что коллеги часто её спрашивают: «В чём секрет твоего преподавания?».
— Наверное, всё дело в том, что я — действующий, активно гастролирующий исполнитель, — отмечает она. — Огромное спасибо, что мне создали такие условия, когда я могу без отрыва от концертных выступлений заниматься с детьми. Более того, у нас появилась уникальная возможность ещё в период обучения вовлекать детей в процесс выступлений. Это, на мой взгляд, очень ценно и является двигателем прогресса.
Сама я очень люблю необычные коллаборации, которые приводят к неожиданным дуэтам. Так, например, я выступила в заключительной части 25-го юбилейного байк-шоу мотоклуба «Ночные волки» в Севастополе. Осваивая нетипичные для себя сценические действия, мы не только пели, но и танцевали и даже летали над сценой на воздушных полотнах. Я солировала в премьере оперы «Терра 1001» в Калуге в рамках Первого Международного фестиваля актуального искусства MOST. Сюжет оперы-антиутопии был основан на конфликте человеческой эволюции и научно-технического прогресса. Оперу поставила лаборатория молодых композиторов и драматургов «КоOPERAция» (режиссёром выступила номинант «Золотой маски» Екатерина Василёва), и музыкальная драматургия, как и либретто, была построена на конфликте технологичного и эмоционального.
А недавно мы с ребятами из нашей Музыкальной хоровой школы «Радуга» решили поздравить с 75-летним юбилеем Пола Маккартни. Да, да! Пол Маккартни — великий музыкант, на его песнях выросло несколько поколений музыкантов: и мои родители, и я, и дети, которых я учу. Узнав о его юбилее, я решила приобщиться к этому. Мы с детьми очень тщательно отбирали произведение — академический ремейк баллады «Black Bird» 1968 года, записали его с помощью Реутовского телевидения. Мы очень надеемся, что сэр Пол Маккартни увидел наше выступление и получил те самые эмоции, которые мы хотели ему подарить. Московский дирижёр Вячеслав Сержанов сделал специальную аранжировку, а солисты хоровой школы Даниил Шапошник, Виолетта Павлова, Инна Кудряшова, Анна Лосникова, Мария Захарова и Анастасия Воронцова исполнили произведение. Вообще, самым сложным оказалось выбрать композицию: мы же академические вокалисты и перепевать поп-песню или рок-н-ролл для нас немножко проблемно, но ребята блестяще справились.
Музыкальная специализация Анны — музыка ХХ–ХХI веков. Современная классика сейчас очень востребована. Можно с уверенностью сказать, что сегодня её имя громко звучит на рынке современных певцов. И когда начинается разговор о современной классической музыке, обращаются именно к ней.
— График абсолютно бешеный, — улыбается она. — Рабочие будни (а выходных у меня уже давно нет) расписаны по минутам. Так, 19 апреля, с двумя солистами Большого Театра: Светланой Злобиной и Игорем Вялых — я пела на закрытии престижной премии «Главные женщины — 2021», 20 апреля солировала с Молодёжным синодальным хором в Рахманиновском зале консерватории, а 29 апреля с Хором Менделеевского конгресса под руководством академика Бориса Тараканова мы повторили в Москве мировую премьеру мессы польского композитора Анджея Марко…
По выходным дням я читаю лекции — авторские программы, которые пользуются большой популярностью у молодых исполнителей и педагогов вокала. Имея очень большой опыт постановки детских и взрослых голосов, опыт работы с голосами после неудачных попыток постановки, я передаю знания по теории и практике вокала. Мне очень хочется, чтобы мои слушатели понимали, как рождается и развивается голос, как нужно петь, чтобы развить его, не навредить. На мой взгляд, это настоящая находка для тех, кто пел когда-то, поёт сейчас или планирует начать петь в ближайшем будущем!
Анна добавляет, что в хоровой школе уже начинают подготовку к следующему учебному году. И у них есть хорошая новость: с сентября открывается вокальное отделение!
— Мы этого долго ждали, спрос был колоссальный, — комментирует она. — Пока планируется набрать только 8 человек, можно сказать, что это будет элитарный класс. Конкурс, конечно, будет очень трудный. Для меня очень важно найти детей с горящим сердцем, чтобы у них был не только голос, но и внутренний огонь. Я всегда повторяю ученикам: «Чтобы что-то получить, необходимо многое отдать. Если ты готов пожертвовать чем-то, отдавать музыке бóльшую часть своего времени, сил и душевного огня, только тогда ты добьёшься успеха».
Татьяна Белая