С 28 июня 2021 года в Московской области посещать заведения общественного питания могут только лица, имеющие защиту от заболевания в виде вакцинации или переболевшие сovid-19 в течение последних шести месяцев. Наличие «защиты от коронавируса» можно подтвердить соответствующим сертификатом с QR-кодом. Рестораны и кафе обязаны проверять наличие QR-кодов у каждого клиента. «ПроРеутов» пообщался с хозяйкой реутовского кафе Kitchen Евгенией Сёминой, чтобы узнать, как организация планирует существовать в новых условиях.
— Наверняка всем представителям вашей отрасли было непросто в прошлом году. Какие действия кафе Kitchen предприняло тогда?
— Когда пандемия началась, мы работали только на вынос и доставку. До этого собственной доставки у нас не было. Мы оперативно, буквально за две ночи, сделали сайт и начали принимать заказы. Последние свободные средства направили на рекламу и анонс этого нового для нас направления. Тогда мы выживали только благодаря доставке. После того как кафе открылось, направление осталось активным. Наши клиенты до сих пор заказывают доставку. В нашем распоряжении имеется специальное оборудование, весь нужный транспорт. Поэтому к нынешней ситуации мы готовы чуть лучше, чем год назад.
— А новые ограничения? Появился ряд изменений по сравнению с прошлым годом...
— Есть опасения, что сейчас будет сложнее, чем в прошлом году. Когда был локдаун, мы могли сократить расходы. Арендодатель понимал, в какой ситуации мы оказались, и предоставил более выгодные условия по аренде. Сейчас нас формально не закрыли. Поводов идти нам навстречу ни у арендодателя, ни у поставщиков нет. Мы обязаны не только содержать зал в таком же виде, как и прежде, но ещё и бороться за каждого гостя, потому что счастливые обладатели QR-кодов могут выбирать любые заведения Москвы. То есть расходы мы не сократим, а посещаемость наверняка упадёт критически. Тридцать процентов нашей выручки — банкеты и праздники. Проводить их мы теперь не можем. Даже если заказчики привиты, гости могут не иметь вакцинирования, и мы практически не сможем устраивать банкетов. Надеюсь, эта история не продлится долго и мы как-то это переживём. Обсудили с персоналом режим жёсткой экономии во всём, сократили рабочие смены. Сотрудники нашего кафе — это люди, которые прошли первую пандемию со мной и имеют опыт выживания в подобной ситуации. Они доверяют мне, а я им, поэтому о сокращении штата речи не идёт.
— Расскажите, как прошёл первый день после введения правила обслуживания клиентов по QR-кодам.
— Мы столкнулись с несколькими неприятными ситуациями. Вынуждены были отказать беременной девушке, у которой на руках был бумажный тест ПЦР. Ставить прививку в её положении нельзя, поэтому QR-кода у неё не было. Кроме того, мы вынуждены были вернуть предоплату за большую часть банкетов. К счастью, гости относятся с пониманием к тому, что происходит, и не имеют никакого негатива по отношению к кафе. Они знают, как туго нам приходится, поддерживают и сочувствуют. Нам действительно сейчас непросто, когда ты работаешь в сфере услуг, ты борешься за каждого клиента, а тут мы прямо на пороге отказываем людям. Это деморализует.
— Как изменилась посещаемость?
— Капитально упала. Обычно тридцать процентов выручки — это банкеты, пятьдесят процентов — посадка в зале, а доставкой мы сделаем не больше двадцати процентов нашей выручки. Даже если постепенно количество посетителей с кодами увеличится, то это будет всего процентов двадцать-тридцать от того, что мы обычно имеем в сезон. Это падение до уровня выживания.
— Как сотрудники отреагировали на новые правила? Всем нужно прививаться...
— Реакция менялась буквально на глазах. Если в первый день все вставали в позу и говорили, что не хотят прививаться, то затем настроение сменилось, и сотрудники стали искать возможность побыстрее получить вакцину. У нас работают несколько иностранцев, им записаться и попасть на прививку сложнее. Мы обратились в администрацию городского округа за поддержкой, и на этой неделе их вакцинируют. Остальные ребята уже сходили и привились самостоятельно. Сейчас у нас нет ни одного сотрудника, который был бы категорически против происходящего. Это люди, которые не первый год работают в общепите, и они понимают, что ты обязан проходить определённые медицинские процедуры, чтобы тебя допустили к работе. В нашем деле это норма. Мы получаем медкнижки, каждые полгода проходим медосмотр, ставим другие необходимые прививки, сдаём анализы. Так что протеста нет.
— А почему отношение изменилось так резко? Помогла профилактическая беседа, люди осознали серьёзность ситуации?
— Естественно, я очень плотно общалась с сотрудниками. Наверняка поэтому кто-то поменял свою позицию. К тому же в первую волну пандемии мы ездили в ковидные больницы — кормили врачей. Так что все видели, как тяжело и страшно болеть сovid-19. Есть ещё момент: когда людей обязывали прививаться как сотрудников, это была одна история. Сейчас они осознали себя в качестве простых жителей страны, которые лишаются определённых возможностей. Рано или поздно всё равно придётся привиться.
Владислав Гуров