Всё большее распространение приобретает краткосрочная аренда электросамокатов: с начала теплого сезона в Подмосковье было совершено более 120 тысяч поездок. По аналогии с каршерингом – арендой автомобилей и велошерингом – арендой велосипедов, это явление получило название кикшеринг (от английского «кикскутер» – самокат).
Кикшеринг появился в Реутове несколько месяцев назад и стал особенно популярным среди молодёжи, которая использует его в развлекательных целях и в случаях, когда надо быстро добраться от дома до метро или остановки автобуса и обратно.
— Я пользуюсь электросамокатами довольно часто, обычно на пути к работе, но иногда и ради удовольствия арендую и катаюсь с друзьями. Сами эти устройства на батарейках очень удобны: почти все лёгкие, их можно почти везде найти, а также не нужно искать специальные станции для окончания поездки – достаточно быть в зоне парковки, – рассказал клиент сервиса кикшеринга Ян Максимов.
— Я использую самокаты вынужденно: если куда-то опаздываю и надо быстро до чего-то добраться. Они дешевле такси и удобнее автобусов, так как можно сокращать путь через дворы. Также кикшерингом можно воспользоваться по пути домой в ночное время, когда маршрутки уже не ходят, — это мнение Льва Харченкова, ещё одного пользователя нового сервиса. — Неоспоримыми преимуществами электросамокатов считаю низкую цену за аренду и их доступность, обычно с поиском свободного устройства проблем не возникает.
Электросамокат, как считают многие, прост в использовании. Прежде чем выбрать подходящий, нужно скачать приложение и привязать карту для оплаты. Сервисы предлагают различные тарифы, но наиболее распространённый — поминутный. Передвигаться на самокате можно свободно по всему городу, но только одному и не превышая разрешённую скорость.
В условиях быстрого ритма жизни и интенсивного трафика удобство использования, простота управления, мобильность, небольшие размеры, экологичность — неоспоримые преимущества этого индивидуального средства передвижения.
Но у всякого явления есть и недостатки. Лев Харченков отмечает, что самокаты могут угрожать пешеходам:
— Часто ты перемещаешься по тротуарам, где ходят люди. И бывает, они останавливаются, резко меняют направление, тогда тебе приходится быстро реагировать, чтобы не подвернуть и пешеходов, и себя опасности.
Инфраструктура для использования кикшеринга в Реутове, как и во многих других городах, пока недостаточно развита: не везде есть велодорожки, которые являются наиболее подходящими для электросамокатов.
Проблемой в настоящее время является и их определённая двойственность. С одной стороны, на электрических самокатах наравне с пешеходами можно передвигаться по тротуарам, но с другой — по техническим характеристикам они схожи с мопедами, на которых можно передвигаться только по проезжей части улиц. Уже из-за такой правовой неотрегулированности используют устройства не всегда правильно и безопасно.
По данным отдела ГИБДД межмуниципального управления МВД России «Балашихиснкое», в Реутове на данный момент дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов не зарегистрировано. Но это не означает их полное отсутствие — подобного рода происшествия отслеживать трудно из-за неопределённого статуса данного транспортного средства.
В настоящее время ведётся разработка регламента регулирования движения таких устройств. Предлагается ввести новое понятие «СИМ» — средство индивидуальной мобильности, под которым понимаются устройства для передвижения человека с помощью электродвигателя или мускульной энергии. Таким образом, под категорию попадают моноколёса, ролики, коньки, скейтборды и электросамокаты. Эти транспортные средства должны передвигаться по велодорожкам и тротуарам со скоростью не более 20 км/ч или по обочинам дорог, как велосипеды.
Водителям электросамокатов лучше использовать защиту: шлем, налокотники, наколенники, но эти меры обычно не соблюдаются. Ещё одним частым нарушением техники безопасности является вождение вдвоём или в нетрезвом состоянии.
— Иногда возникают трудности с приложением. Оно неправильно определяет твоё местоположение и не даёт арендовать самокат. Иногда дважды списываются деньги. Ещё сложность возникает с зарядкой: даже когда остаётся ещё 10 процентов и есть время доехать до парковки, устройство блокируется и начинает громко пищать. Так что приходится самостоятельно катить его до места остановки, — дополняет перечень возникающих сложностей кикшеринга Лев.
И всё-таки и сам этот удобный для многих способ перемещения в пространстве, и новый городской сервис — кикшеринг получают всё более широкое распространение, у них есть возможности для развития. Ну а вопросы к практике использования электрических самокатов будут исчезать по мере того, как будет повышаться «водительская» культура и улучшаться городская инфраструктура.
Елизавета Есипович