Иногда цепь различных обстоятельств приводит к настоящей трагедии. Именно так произошло при случайной встрече совершенно незнакомых людей. Вспыхнувший конфликт, который легко мог бы погасить любой её участник, завершился нелепой гибелью одного из них и долгим тюремным сроком для другого.
Пятидесятилетний Шамиль Бахрутдинов жил с женой и двумя малолетними детьми в столичном регионе не меньше 10 лет. Работой он себя обеспечил сам: организовал автомастерскую, зарегистрировался как «ИП Бахрутдинов» и занимался слесарными работами. По отзывам соседей, был вполне приличным человеком, в семье пользовался любовью и уважением. Его пожилые родители жили на далёкой родине, и он регулярно помогал им деньгами. А когда они приболели, ухаживать за ними уехала жена, взяв детей с собой. Шамиль после этого стал ночевать на работе: у него была организована бытовка со спальным местом и плитой в гараже одного из реутовских кооперативов. Само рабочее место, куда к нему приезжали клиенты, было за стенкой, в соседнем гараже.
Однажды в разгар работы к нему заглянул земляк Теймур и пригласил скромно отметить свой день рождения, чисто символически, в кафе. В качестве третьего участника застолья предполагался ещё один их земляк, Фаруд. Возможно, если бы родные Шамиля были бы дома, он нашёл бы повод отказаться от приглашения, но торопиться ему было некуда, и он обещал прийти. Итогом праздника стала трагедия.
Отмечали в одном из реутовских кафе с живой музыкой. Теймур заказал шашлык, закуски и 0,7 литра водки. Вечером посетителей было много. Общались долго и с удовольствием: говорили о делах, о семьях, вспоминали родные края. Глубоко за полночь хозяин торжества засобирался домой, предварительно оплатив счёт. Шамиль, которого дома никто не ждал, и неженатый Фаруд решили посидеть ещё немного – до закрытия кафе оставалось около часа. Договорились, что они вызовут для Теймура такси, а потом ещё попьют пива. Вышли, проводили именинника, даже попросили таксиста вернуться за ними, а потом сели за свой столик.
Тем временем посетителей оставалось всё меньше, и к моменту закрытия заведения в зале оставались только Шамиль с Фарудом, да ещё двое мужчин славянской внешности за столиком у окна. Последние познакомились незадолго до этого. Один из них, Виталий,
в час ночи выходил из кафе, чтобы поймать такси для подвыпившего товарища, с которым до этого сидели. А второй, Дмитрий, на такси приехал, сам будучи в лёгком подпитии.
– Кафе ещё работает? – спросил он Виталия.
– Сейчас, друга домой отправлю, – ответил тот, – и посмотрим: работает или нет.
Виталий был рад, что нашёл с кем закончить вечер – одному пить было скучно. Так они и познакомились. До закрытия пили водку с пивом, а общей темой стало обсуждение кафе: дескать, посидеть здесь можно, но очень уж любят это место разные выходцы с Кавказа. Мужчин это злило.
И тех, и других официант попросил рассчитаться практически одновременно. Но Шамиль и Фаруд вышли раньше – вспомнили, что просили таксиста вернуться. Выйдя на улицу, они никого там не увидели.
– Наверное, ещё едет, – предположил Фаруд.
– Давай подождём, только я внутрь зайду – холодно, – ответил Шамиль и вернулся в фойе кафе.
Навстречу ему по лестнице спускались Виталий и Дмитрий. В руке у второго был высокий тонкостенный бокал с пивом. Увидев входящего Шамиля, Дмитрий, будучи под настроением от разговора за столом, велел:
– Ты чего сюда идёшь? Давай на выход!
Шамиль от такой беспардонности опешил, но постарался сгладить назревающий конфликт:
– Зачем ругаешься? Мы такси ждём!
Тут в кафе вернулся Фаруд.
– В чём дело? – спросил он.
– О, ещё один! – ответил за Шамиля Дмитрий. – Иди сюда, объясню!
И, отдав бокал с пивом Виталию, ударил Фаруда кулаком в лицо.
– Успокой своего друга! – потребовал у Виталия Шамиль. – Нам проблем не надо!
И поторопился вывести Фаруда на улицу, где тот комком снега с обочины пытался остановить кровь – у него была разбита губа.
Следом вышел Виталий.
– Слышь, давай, ты закажешь нам пива, и разойдёмся по мирному, – сказал он Шамилю.
Того ситуация уже сильно напрягала, но он надеялся избежать более серьёзного конфликта. Поэтому он поднялся с Виталием и Дмитрием в кафе, однако входная дверь в зал была уже заперта – кафе закрылось окончательно.
– Там шаурма через дорогу, пойдём туда, – сказал Дмитрий. Шамиль хорошо знал эту круглосуточную точку уличного фастфуда, как и её хозяина. Он как-то ремонтировал ему машину, и с тех пор они кивали друг другу при встрече.
Всё это время Фаруд отмачивал снегом губу. Когда вся троица проследовала мимо него в сторону киоска, он только сплюнул им вслед и скривился от боли.
– Дай нам три пива, – велел хозяину мини-закусочной Дмитрий.
Тот привычно кивнул Шамилю, мысленно удивившись компании, с которой тот пришёл. Все были изрядно пьяны, и вопросов он не задавал. Когда холодные банки с напитком оказались на прилавке, Виталий сам решил оплатить покупку.
– Подержи! – и отдал бокал с пивом Шамилю.
Тот автоматически взял ёмкость, а Виталий рассчитался.
Не успели они забрать банки, как с улицы в киоск вскочил окровавленный Фаруд. Он всё-таки решил отомстить обидчику и с порога закричал, обращаясь к Дмитрию:
– Выходи! Если ты мужчина, давай один на один!
Теперь сравнительно благополучный исход дела отпал. Дмитрий пошёл на Фаруда, тот вцепился ему в куртку и вытолкнул его на улицу. Следом, всё так же с бокалом недопитого пива в руке, вышел Шамиль. Последним выскочил Виталий, забыв банки на прилавке. Хозяин точки поторопился закрыть за ними дверь и с кухни, откуда было лучше видно, стал наблюдать за происходящим. А там началась серьёзная драка. Надо сказать, что оба русских мужчины были крупнее кавказцев, но те, в свою очередь, – значительно темпераментнее. Когда Шамиль вышел вслед за дерущимися Фарудом и Дмитрием, он попытался было встать между ними, однако подоспевший Виталий ударом кулака в бок чуть не сбил его с ног. Так образовались две пары дерущихся.
Разозлённый и уже не пытавшийся всё закончить миром Шамиль с размаху ударил рукой с бокалом Виталия. Тот не сумел уйти от удара; разбившись, тонкое стекло стало опасным оружием. Шамиль, сам того не желая, одним ударом нанёс Виталию тяжёлую рану – из шеи хлынула кровь. В пылу драки они обменялись ещё парой ударов, но потом Виталий упал. А Шамиль продолжал бить лежащего, выкрикивая ругательства на двух языках: русском и родном. Рядом происходила «битва» между Фарудом и Дмитрием. Очередным ударом сбив с ног противника, пока тот пытался встать, Фаруд оглянулся на Шамиля. Тот бил ногами Виталия, а из-под того уже растекалась кровь.
Вдруг от стоявшей неподалёку машины, донеслось:
– Эй! А ну, хорош!
Это спешил на помощь водитель, который оказался случайным свидетелем драки. Фаруд испугался – документов с собой у него не было, как и права на проживание в России. Ему проблемы с полицией были абсолютно не нужны.
– Шамиль, бежим отсюда! – поторопил он друга.
Тот, придя в себя, увидел, что натворил. Дважды предлагать скрыться было не нужно. Протрезвев, они убежали в темноту реутовских улиц.
Дмитрий встал на ноги и попытался устроить погоню. Но тут у него из кармана выпал мобильник, он остановился, чтобы его поднять, а пока он искал гаджет в снегу, кавказцы уже скрылись. Он вернулся к Виталию. Тот был совсем плох: пока в сознании, но лужа крови под ним говорила о многом. Подоспел случайный свидетель из припаркованной машины, вышел хозяин киоска. Вызвали полицию и скорую. Медики подъехали минут через семь и тут же увезли Виталия. Он был уже без сознания, жить ему оставалось пару часов. Прибывшие полицейские оцепили место происшествия.
После того как Шамиль и Фаруд убежали с места драки, их пути разошлись. Один отправился к себе в гараж, где утром его обнаружили оперативники, а второй на следующий день уже был на далёкой родине.
...Шамиль Бахрутдинов свою вину так и не признал. И до последнего пытался доказать: если его не посадят в тюрьму, он сможет помогать семье Виталия. Но суд решил иначе – 9 лет колонии строгого режима плюс компенсация морального и материального ущерба, а это более миллиона рублей.
Имена и некоторые обстоятельства дела изменены. Редакция благодарит прокуратуру Реутова за предоставленные материалы.
Артём Людинов