В 2013 году Игорь Айрапетян поменял свою жизнь на 180 градусов: он распродал все свои машины и построил три дома для бездомных брошенных животных. Сегодня под его опекунством более 46 собак, проживающих у него, а счёт пристроенных в добрые руки давно перевалил за тысячу.
Экономист и юрист по образованию, Игорь вспоминает, что долгое время занимался исключительно проектами, приносящими прибыль, причём немалую. На вырученные деньги он, скорее от скуки, сначала покупал машины, а затем и вовсе уехал в Лос-Анджелес.
— В то время моей основной целью было заработать столько денег, чтобы о них не думать, — признаётся он. — У меня была крупная компания, а вот социальных планов, чтобы заниматься благотворительностью, не было. Мне и в голову не приходило, что вскоре моя жизнь кардинально изменится.
В 2005 году я ехал на переговоры по трассе М4 и вдруг увидел мечущуюся на дороге испуганную до полусмерти собаку. Проехать мимо не смог: открыл дверь, свистнул, и бедолага, с болтающейся веревкой на шее, запрыгнула в салон. Вид у неё был ужасный, испачкала мне всю машину, пока вёз её до ближайшей ветклиники. Когда сидели в очереди, ко мне обернулась женщина и спросила: «Как зовут вашу собачку?». Я ответил: «Не знаю, я её в первый раз вижу…». — «Ой, а она на вас такими влюблёнными глазами смотрит…». Я посмотрел на собаку и понял, что это — моя Собака. С тех пор Миссис Джинкинс живёт у меня дома, вот уже 16 лет.
В 2014-м, буквально перед Олимпиадой в Сочи я увидел в Facebook пост о том, как город решили очистить от бродячих собак. Видео было таким ужасающим по сути, что уже через несколько часов я на машине отправился в Сочи. Это был спонтанный поступок, необъяснимый вообще. Просто я вдруг понял, что не могу быть сторонним наблюдателем. На месте меня встретили девочки — волонтёры олимпиады, которые прятали собак у себя, спасая их от отстрела. В то время в Сочи было аккредитовано много корреспондентов, в том числе из зарубежных СМИ, и когда мы грузили 17 собак в багажник моей машины, за спиной оказался один из них.
— Стоит ли спасать их, когда гибнут тысячи? — задал он мне вопрос. На что я ему ответил: «А сколько стоит ваша жизнь?». Уже на следующий день вышла статья о «русском, проехавшим тысячу километров, чтобы спасти собак от смерти», которая вызвала большой резонанс. Во многом благодаря огласке и помощи неравнодушных людей собак я пристроил быстро. И во вторую поездку привёз ещё 18 потенциальных смертников. Конечно, я понимал, что помочь всем не в силах. Но волну негодования мне вызвать удалось: администрация города наконец-то обратила внимание на эту проблему — были выделены деньги для строительства собачьего приюта.
От «олимпийской кампании» у Игоря дома появилась ещё одна собачка — Манечка. Её не взяли — в тот момент у неё была перебита лапа, торчала оголённая кость, и никто не решался заниматься её лечением.
— Она от всех пряталась, никому не доверяла, кроме меня, — улыбается Игорь. — Так что вот уже семь лет мы с Маней можем зимними вечерами обсуждать, как любим тепло и зачем нужен снег, ведь в Сочи Маня снега никогда не видела.
Надо сказать, что к тому времени у меня появилось много единомышленников — подписчиков моего блога, собаки стали быстрее находить новых хозяев, и я понял, что моя миссия — помогать в этом благородном деле. Кто только не побывал у меня дома: кролики, лемуры, белки-летяги, морские свинки… Люди звонили со всех сторон: «Возьмите, спасите, помогите!..». Из больницы с Каширского шоссе позвонила женщина-санитарка: «В утиль отправляют 22 морских свинок… Что делать?». Поехал спасать… Куры были, индейки, петух одноглазый… Умирали от старости… У них у всех были имена — разве можно есть друзей?..
В итоге Игорь бросил свой бизнес, продал все 15 машин и занялся строительством домов для собак.
— Именно домов, — подчеркивает он, — а не приютов. С хорошим отоплением, плиткой на полу, качественными стеклопакетами и даже с чугунным камином. Так что, если я вдруг сам захочу туда переехать, буду чувствовать себя вполне уютно и комфортно. Сегодня уже построено три таких дома. Я насмотрелся на приюты и, к сожалению, могу констатировать, если у собаки нет своего куратора, её жизнь — это заточение в клетке, в тесноте, голоде и грязи. Сегодня отправить собаку в приют — это, увы, билет в один конец.
В последнее время этой темой стали заниматься, громко говорить о ней. При поддержке Общественной палаты РФ, в частности Елены Шаройкиной, стартовал всероссийский благотворительный проект «Забери друга из приюта», который поддержали многие наши звёзды. Буквально на днях прошла его презентация: 40 известнейших людей нашей страны снялись в фотопроекте и рассказали свои истории. У кого-то есть свои приёмные домашние питомцы, например, у актёра Данилы Козловского и у известного российского хоккеиста Сергея Фёдорова. Кстати, Рокки и Гаечка, которые удостоились чести стать партнёрами по фотосессии с Сергеем, обрели свои семьи в течение недели.
Главная цель проекта — поднять проблему бездомных животных и изменить сознание людей, их отношение к приютским. Донести до людей, что взять безродную дворнягу из приюта или подобрать на улице — это признак большого сердца, а не ограниченности кошелька из-за невозможности купить собаку от дорогого заводчика.
Своих «подобрышей» имеют Рената Литвинова и Дима Билан. А на днях мы провели незабываемую фотоссесию с легендарным Николаем Дроздовым! Это мой кумир с детства! Как же велико было моё счастье встретить его, да ещё с такой миссией. Николай Николаевич сфотографировался с нашими подопечными Блэки и Брауни и благословил их на семью! Так что теперь ребят ждёт — я в этом уверен! — счастливое будущее.
Мне бы очень хотелось, чтобы о проекте узнало как можно больше людей, — пока многие относятся к животным как к вещам, к игрушкам, в которые можно поиграть и выбросить. Подарить на день рождения, а потом передумать. Буквально на днях мне в чат пришло сообщение от родителей одного именинника: мол, купили собаку, а она оказалась не той породы, — заберите или выбросим. Нашему ребёнку для счастья нужна только определённая собака. Честно говоря, я бы в такую семью даже плюшевую собаку не отдал. Малыша чихуахуа забрал, конечно, его пристроили.
Мы всегда стараемся поддерживать обратную связь с новыми хозяевами, не упускать своих питомцев из вида, курировать их. Пришли холода, и животные очень нуждаются в нашей заботе и доброте. Без нас им не выжить. Как сказал мне при встрече Николай Дроздов: «Собаки — это единственные животные, которые не могут жить без человека». И это абсолютная правда. Большей эмпатии я не встречал ни у одного животного.
Игорь добавляет, что много собак поступает к нему из Реутова и соседних городов, где есть малолюдные промышленные зоны, куда, как правило, и подбрасывают животных.
— У меня немало подписчиков-реутовчан. Они разбирают собак по домам, просят помощи, чтобы я приехал и спас замерзающих, умирающих от голода. В прошлом году мне написали из Реутова, что девушка в неадекватном состоянии бродит по микрорайону, предлагает всем купить щенка и что бедняга в ужасном состоянии. Пришлось немедленно ехать — и вот Чунечка спасён. У меня на столе лежат его фотографии — до и после. Глаза на первом фото и на втором!.. Только ради этого стоит бросить самый доходный бизнес — ничто так не наполняет душу, как этот счастливый взгляд!
Хочу пожелать всем быть добрее, не проходить мимо нуждающихся в помощи. Нет возможности взять в дом, но всегда можно покормить, укрыть от холода, не пройти мимо, когда обижают слабых. Чем больше мы делаем добра, тем больше возможностей для этого нам открывается. Поверьте, я это знаю.
Татьяна Белая