В Московской области в рамках реализации нацпроекта «Жилье и городская среда» и федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» идет процесс переселения граждан из аварийных домов в новые благоустроенные квартиры. Для того чтобы ускорить этот процесс, власти Подмосковья предлагают собственникам получить жилищный сертификат, с помощью которого они смогут самостоятельно и оперативно решить свой квартирный вопрос.
В аварийных домах, расположенных на территории Московской области, на сегодняшний день проживают 25,3 тысячи человек. В рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» 15 тысяч из них власти Подмосковья планировали обеспечить новым жильем за период 2022–2025 годов. Благодаря введению жилищных сертификатов этот процесс может завершиться до конца 2023 года.
Жилищный сертификат – это документ, на основании которого гражданин может оплатить покупку нового жилья за счет государства.
Основное условие его получения – признание дома аварийным до 1 января 2017 года. Также важно, чтобы право собственности было приобретено до признания дома аварийным. Исключение – получение жилья в качестве наследства.
Государство выкупает один квадратный метр по цене 83 963 рубля. Минимальный метраж составляет 33,5 квадратных метра, даже если площадь, которая принадлежит собственнику, по факту меньше. Таким образом, минимальная выплата по сертификату составит 2 812 760 рублей. Если площадь жилого помещения больше минимальной, то выкуп идет по фактическому метражу. К примеру, собственник квартиры площадью 60 квадратных метров получит сертификат на сумму чуть более пяти миллионов рублей.
Сертификат дает возможность купить жилье в любом муниципалитете на территории Московской области. Это можно будет сделать одним из способов:
– оплатить покупку квартиры, комнаты или жилого дома по договору купли-продажи;
– внести денежные средства в качестве оплаты по договору долевого участия в строительстве;
– оплатить договор подряда на возведение жилого дома;
– использовать сертификат при оформлении ипотеки;
– оплатить разницу стоимости жилья по договору мены.
Денежные средства сертификата нельзя обналичить. Все операции происходят по безналичному расчету.
Собственник аварийного жилья должен до 1 мая 2022 года принять решение о желании получить сертификат и подать заявление в орган местного самоуправления. На основании этого документа с гражданином будет подписано соглашение о предоставлении сертификата. Гражданин самостоятельно выбирает способ его реализации. Сделать это необходимо в течение шести месяцев после получения. До момента переселения в новое жилье семья продолжает проживать в старой квартире.
У собственников аварийных жилых помещений есть право не получать сертификат. В этом случае им придется ждать, когда в их муниципалитете построят дом для переселения, и только тогда переезжать в новую квартиру.