Среди различных категорий детей дошкольного возраста, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), которые с недавнего времени стали включаться в организованную среду дошкольного образования. Это связано с введением федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) и с тем, что детский сад является первым институтом социализации таких детей.
С целью объединения усилий специалистов по созданию в Реутове комплексной системы помощи детям с РАС, 19 апреля в МАДОУ № 5 был проведен городской круглый стол по теме «Создание развивающей предметно – пространственной среды для детей с РАС в дошкольной образовательной организации». В работе приняли участие специалисты системы образования, методической службы, представители общественных организаций, педагоги дошкольного образования Реутова. Присутствующие поделились своим опытом работы с данной категорией воспитанников. Также были затронуты вопросы помощи семьям, которые воспитывают детей с расстройствами аутистического спектра.
Для того чтобы ребенок с РАС мог полноценно включиться в образовательный процесс, важно разработать индивидуальный образовательный маршрут, основанный на постепенном и дозированном расширении социальных контактов аутичного дошкольника и организовать развивающую предметно – пространственную среду.
Примером оказания психолого-педагогической помощи и интеграции детей в социальную и образовательную среду является группа кратковременного пребывания для детей с РАС, созданная в МАДОУ № 5.
Главной особенностью этой формы организации образовательной деятельности является объединение дошкольников с РАС в малую группу не только для осуществления присмотра и ухода, но и для реализации индивидуальной траектории развития, обучения и воспитания. Другой важной особенностью функционирования данной группы является режим работы - кратковременное пребывание, под которым подразумевается, что дошкольники в силу специфики своего нарушения пребывают в дошкольном учреждении в течение нескольких часов. Группу посещают 8 детей, в ней реализуется комплексный подход, который обеспечивают такие специалисты как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
В рамках двухстороннего Соглашения о сотрудничестве с Фондом Детско-юношеского физического интеллектуального развития «Будущее Нации» им. Валентина Тарояна было предложено на базе МАДОУ № 5 открыть городскую площадку для детских садов Реутова по обмену опытом, консультированию педагогов по проблеме РАС.
Эксперт Фонда, клинический психолог, руководитель центра «В наших руках» Евгений Коптяков рассказал о новейших стратегиях и методах в работе с детьми РАС. Он подчеркнул важность работы с родителями таких детей, чтобы помочь им понять и принять своего ребёнка. Фонд продолжает сбор средств на покупку оборудования для сенсорной интеграции «Дом Совы», который очень ждут «особые дети» МАДОУ № 5.
В заключение круглого стола каждый участник смог оценить актуальность данной темы, доступность подачи информации, возможность применения полученных знаний на практике и высказать свои предложения и пожелания.
Обмен опытом прошел на высоком уровне, в деловой и доброжелательной обстановке.
Татьяна Морозова, заместитель заведующего детским садом № 5.