Главными вопросами открытого диалога градоначальника с руководителями учреждений среднего общего образования стали текущие позиции реутовских образовательных организаций в предварительном региональном рейтинге школ – 2022 и перспективы их продвижения вверх, к лидерским позициям.
Векторы движения к лидерству
Как правило, ежегодно чуть 500 из 1500 школ Подмосковья по определённым региональным министерством образования ключевым показателям входят в заветные топ-500 лучших среднеобразовательных учреждений Московской области. Итоги такого рейтингования подводят обычно в августе перед началом каждого учебного года. Примерно каждая третья школа региона попадает в общем рейтинге региона в зелёную зону — это твёрдые «отличники» и «хорошисты». В жёлтой зоне обычно находятся школы–середнячки, а в красной — те, у кого качество учебного процесса приносит самые незначительные результаты.
Глава Реутова, секретарь местного отделения «Единой России» напомнил директорам, что реутовские лицей и гимназия за последние несколько лет не раз оказывались в числе ста лучших школ Подмосковья. Не случайно именно лицей с его техническим профилем в этом году стал флагманской школой Реутова. На встрече с градоначальником директора учреждений образования предложили определить для города ещё одну школу-флагман, которая станет муниципальным лидером по гуманитарным предметам.
Особое внимание в диалоге с директорами городских школ Станислав Каторов уделил главному вопросу — как подтянуть до уровня лучших учреждений образования города, а потом и всей Московской области все остальные среднеобразовательные организации Реутова.
Глава муниципалитета считает, что в красной зоне регионального рейтинга ни одна из школ города оказаться не может ни при каких обстоятельствах. Это принципиальная позиция, за которую личную ответственность понесут не только директор школы-аутсайдера, но и руководство Управления образования администрации Реутова. В то же время необходимо искать новые стимулы на пути к зелёным зонам регионального рейтинга. Недавно Станислав Каторов предложил директорам реутовских учреждений образования выезжать за опытом в самые лучшие школы Московской области. Первой такой поездкой был визит во флагманскую гимназию Подмосковья имени Примакова. В ней действует порядок, когда ученики и все учителя вместе на равных сдают ЕГЭ. Это держит в тонусе весь педагогический коллектив и помогает ему находить эффективные решения — как повысить общую результативность по итогам сдачи экзаменов. Вместе с выпускниками сдавать в конце учебного года ЕГЭ градоначальник предлагает и всем реутовским учителям. А ещё он сообщил, что выезды за опытом и передовыми практиками образования могут не ограничиваться посещением лучших школ Подмосковья: администрация Реутова готова договариваться и со всероссийскими лидерами образования, такими как центр «Сириус» в Сочи или «Физтех-лицей» имени П. Л. Капицы.
— Когда есть желание, появляются и возможности, — отметил градоначальник.
Он также сообщил, что встречные предложения, куда бы хотели съездить за опытом сами директора реутовских школ, тоже принимаются к рассмотрению.
Встречное движение
Перенимать чужой передовой опыт всегда полезно, но для повышения качества образования в городе у талантливых педагогов Реутова есть и собственные инициативы. В регионе, например, создан и успешно работает центр олимпиадного движения «Взлёт». Педагоги муниципалитета уверены, что нужно создавать в Реутове и свой собственный центр. По словам Каторова, это вполне реализуемо.
Обсуждались и другие собственные инициативы для продвижения вперёд учреждений системы образования в муниципалитете. О них говорила, например, директор лицея Светлана Беляевская. Её школа рискнула, разработала новаторский план и выиграла губернаторский грант на реализацию уже с этого лета проекта «Умные каникулы». Это будет не просто отдых детей, а целенаправленный интенсив занятий по направлениям, которые дети выберут из предложенного им списка сами. Более того, «Умные каникулы» в лицее уже трансформировались в идеи, которые учителя и ученики планируют реализовывать на протяжении всего нового учебного года. В сентябре, например, хотят запустить курс дополнительных занятий «Повторение — мать учения», в октябре — провести индивидуальное тестирование учеников для определения их склонностей в тех или иных предметах школьной программы, чтобы на следующих каникулах предложить им очередной интенсив с полным погружением в их любимые дисциплины. В лицее также разработаны курсы для учащихся, которые через игровые формы усвоения материала помогут им развивать критическое мышление и правильно распределять своё время с использованием конкретных эффективных практик тайм-менеджмента. Для лицеистов из младших классов придумали программу дополнительных занятий — «Введение в логику», а для учащихся из других классов — занятия с психологом «Стоп, паника!». При этом задуманное предлагается внедрять силами не только педколлектива лицея, но и с привлечением авторитетных тренеров со стороны. Подобные программы есть и в других школах города. Например, школа № 1 специализируется на патриотическом воспитании, в ней, напомним, есть свои кадетские классы.
Инициативы реутовских педагогов администрация Реутова тоже готова развивать и поддерживать. Градоначальник сообщил директорам образовательных организаций, что принято решение на год раньше запланированных ранее сроков начать строительство новой школы на 1100 мест в южной части Реутова. По словам Станислава Каторова, на базе этого учреждения необходимо налаживать взаимодействие с лидерами российского рынка в области информационных технологий.
Зинаида Гейдельман