В настоящее время всё актуальнее становятся вопросы предупреждения правонарушений, связанных с хищением, совершённым с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Данный вид хищения является общественно опасным деянием, причиняющим имущественный вред гражданам и разрушающим нравственные устои общества.
Мошенники используют разные способы обмана людей в интернете – от спама до создания сайтов-двойников. Цель злоумышленников – получить персональные данные пользователя, номера банковских карт, паспортные данные, логины и пароли. У потерпевших похищаются денежные средства под предлогом совершения каких-либо банковских операций, направленных на восстановление якобы повреждённых данных об их банковских вкладах, либо путём введения их в заблуждение. При этом зачастую злоумышленники представляются банковскими работниками.
Анализ способов совершения преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий показал, что в основном распространённо используются три схемы:
— злоумышленник звонит или отправляет СМС-сообщение на телефоны, сообщая, что банковская карта или счёт мобильного телефона потерпевшего заблокированы в результате преступного посягательства, и затем, представляясь сотрудником банка или телефонной компании, предлагает набрать комбинацию цифр на мобильном телефоне или банкомате для разблокировки, в результате чего денежные средства перечисляются на счёт преступника;
— поступает звонок от «сотрудника» службы технической поддержки оператора мобильной связи с предложением подключить новую услугу для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для перевода денежных средств со счёта абонента на счёт злоумышленника;
— потерпевший заказывает товар через сеть Интернет, оплачивает его путём перечисления денежных средств на банковскую карту продавца, но не получает заказ.
С целью пресечения совершения преступления необходимо критически относиться к таким сообщениям и не выполнять просьбы.
При возникновении подобной ситуации необходимо самостоятельно связаться с оператором банка, сотовой связи и узнать о совершении блокировки карты, номера телефона, отключении услуг и т. д. Данные действия поспособствуют незамедлительному установлению злоумышленника и пресечению совершения преступления.
Помните, что ни одна организация, включая банк, не вправе требовать реквизиты вашей карты, включая СVV-код!
При совершении телефонного мошенничества потерпевшему в соответствии со ст. 141 УПК РФ следует незамедлительно обратиться в отделение полиции и написать заявление о свершившемся противоправном деянии.
Помощник прокурора
А. А. Царев