20 автомобилей, украшенных флагами и георгиевскими ленточками, с портретами фронтовиков — Героев Великой Отечественной войны, проследовали 9 мая по центральным улицам Реутова под песни военных лет. Колонна стартовала с территории парковочного пространства АО «ВПК «НПО машиностроения», среди участников — глава городского округа Станислав Каторов, сенатор Российской Федерации Ольга Забралова, депутат Госдумы РФ Вячеслав Фомичёв, депутат Мособлдумы Тарас Ефимов, активисты и общественники, волонтёры «Молодой Гвардии Единой России».
По словам главы Реутова, основной целью торжественного автопробега, приуроченного к 78-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, стала дань памяти и уважения погибшим воинам, а также поддержка военной специальной операции ВС РФ.
— 9 Мая — священная дата для всех поколений россиян, ставшая символом беспрецедентного героизма и единения нашего народа. В ней есть страница и личной истории каждой семьи, и каждого человека. В нашей памяти вечно будет жить подвиг тех, кто ценой своей жизни и тяжелейших усилий освободили мир от фашизма. И сегодня наш долг — бережно хранить и достойно продолжать их традиции, — сказал в своём выступлении градоначальник, секретарь местного отделения «Единой России» Станислав Каторов.
Вячеслав Фомичёв отметил тот факт, что у каждого из россиян сложились свои традиции праздновать День Победы:
— Не было ни одной семьи в Советском Союзе, которую бы не затронула эта война. У меня лично в Великой Отечественной, в декабре 1943 года, погиб дед Фёдор Васильевич. Он был похоронен в братской могиле как без вести пропавший, но мне удалось найти, отыскать это место. Мы всегда должны помнить, как наши предки гнали фашистов с родной земли. Будем чтить память, уважать прошлое, гордиться настоящим, в том числе и нашим автопромом — в этот раз в нём участвуют не только современные машины, но и настоящие раритеты: ГАЗ-13 «Чайка», ГАЗ 14-05 «Чайка» и ЗИЛ-41047. Это наша настоящая гордость!
Так, советский представительский легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе, — ГАЗ-13 «Чайка» за свой дизайн и конструкцию получил на всемирной выставке в Брюсселе Гран-При. На «Чайках» ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Отслужившие свой век, они передавались в «Интурист» и Дворцы бракосочетания. Автомобиль, участвовавший в автопробеге по улицам Реутова, был выпущен в 1969 году, — восстановление его первоначального вида заняло больше 19 месяцев.
Производство ГАЗ-14-05 началось в 1977 году на Горьковском автомобильном заводе по спецзаказу Минобороны для проведения парадов в военных округах. А представительский, семиместный автомобиль ЗИЛ-41047 с кузовом типа лимузин на момент начала производства был признан самым длинным и тяжёлым серийным легковым автомобилем в мире — его масса составляла более трёх с половиной тонн. При этом он развивал скорость до 190 километров в час. Эта модель предназначалась для обслуживания членов политбюро и встреч иностранных делегаций. ЗИЛ — участник автопробега стал 58-м лимузином, покинувшим завод Лихачёва. Дальнейшая его судьба была предопределена: Москва, Кремль. После 18 лет непрекращающейся работы он был списан и передан в московский музей ретро-автомобилей.
Татьяна Белая