Новости / Новости
Сделано в Подмосковье. Павлово-посадские платки
08.12.2023 в 11:36
395 0
Автор: Мария Очаковская

Известная писательница, постоянный автора "ПроРеутова" Мария Очаковская продолжает исследовать историю и настоящее подмосковных городов.

Сегодня «Павловопосадская платочная мануфактура» - это признанный в мире народно-художественный промысел, выпускающий около 800 видов платков, шалей, палантинов, скатертей из натуральной шерсти, хлопка и шелка, что в совокупности составляет более 1,5 млн. погонных метров в год. Мануфактура располагает собственной розничной сетью, включающей 130 фирменных магазинов по всей стране. Ныне редкая женщина не имеет в своем гардеробе павловского узорного, филигранно выписанного платка, ставшего подлинным национальным символом России.

А начиналось всё с кустарной артели крестьянина Ивана Лабзина в дер. Павлово Богородского уезда Московской губернии. Именно Иван Дмитриевич Лабзин является основателем этого знаменитого художественного промысла, именно он в 1795 г. выткал первый платок.  

Собственно, ткачеством в Павлово занимались многие, как и в ближайших деревнях Усово, Дубровы, Захарово, Меленки, позднее объединенных под общим названием Павловский посад. Так уж сложилось, что земли в тех краях всегда считались бедными, низкоурожайными, не очень пригодными для хлебопашества, и чтобы выжить местное крестьянство освоило ткацкое, белильное и красильное ремесло. Поначалу сырьем для богородских ткачей служил, конечно же, лён, самый доступный, дешевый, но очень прихотливый в работе: как его не мни, а полотно все равно остается жестким, да и окраске лен поддается с трудом. Со временем у местных умельцев появилась хлопковая (бумажная) пряжа и даже шелк.

Из тех скупых, дошедших до нас сведений о И. Д. Лабзине и его семье, без участия которой освоить ремесло в ту пору было немыслимо, известно, что занимались они шелкоткачеством. Среди местных кустарей это считалось делом высшей категории сложности. Представьте, чего стоило произвести в домашних условиях в ткацкой светелке, на примитивных кустарных станках тонкий струящийся шелковый платок, отбелить, окрасить в нужный цвет, а затем… еще с выгодой продать. Надо полагать, что поначалу все виды работ Лабзины выполняли самостоятельно, внутри семейного клана, но со временем стали все больше использовать наемный труд, привлекая к делу соседей-ткачей. И вот в знаменательном 1795 году Иван Лабзин основал собственную ткацкую артель.

Тут поневоле напрашивается аналогия с другими русскими предпринимателями, такими как Морозовы и Прохоровы, благо о них нам известно много больше, чем о Лабзиных. Все их, выражаясь современным языком, бизнес старт-апы, похожи как две капли воды, неслучайно, все они трудились в одной отрасли промышленности - в текстильной. В сущности, секрет успеха каждой династии предпринимателей прост: работа до седьмого пота, доскональное знание своего ремесла, деловая смекалка, хитрость и ловкость, в результате позволившие выкупиться из крепостной зависимости, встать на ноги и, заплатив гильдейский взнос, войти в свободное купеческое сословие.

Экскурсовод в музее «Павловопосадской мануфактуры» рассказывает, что в начале XIX в. в артели у Лабзиных имелось уже две дюжины станков и более 40 наемных рабочих, и производили они два вида продукции. Шелковые изделия выпускались в небольшом количестве в силу их дороговизны, поэтому основу производства составляли недорогие цветные и многоцветные платки из хлопка, пользующие широким спросом.

Отметим, что успешному бизнесу Лабзиных способствовали также общеэкономические факторы в стране. После введения Наполеоном Континентальной блокады против Британии, Россия в числе других стран Европы была вынуждена её поддержать, и таким образом лишилась импортных английских тканей. И, понятно, на фоне образовавшегося в стране дефицита хлопчатобумажной, шерстяной материи и изделий их них, производство Лабзиных процветало.

Однако настоящая история не кустарной артели, а Павловопосадской платочной мануфактуры началась лишь с середины XIX века. Тогда хозяином производства после смерти отца стал 22-летний Яков — правнук Ивана Лабзина. Вступив во владение мануфактурой, Яков Лабзин совершил на ней технологическую революцию. Набрав коллектив специалистов, он построил новые цеха и закупил современное оборудование. Именно тогда павловопосадская мануфактура начала массовое производство знакомых нам шерстяных платков с печатным (набивным) рисунком.

Если вкратце, то принцип производства был следующим: на отбеленное шерстяное полотно накладывали намазанный краской шаблон «манеру» (для каждого цвета требовалась отдельный шаблон), затем по нему колотили тяжелой киянкой, чтобы навечно вбить краску в структуру тканого волокна. Отметим, что использовалось волокно только из шерсти тонкорунных овец, благодаря которой изделие было одновременно и мягким, и теплым.

Помимо ткачей, набойщиков, резчиков к работе на фабрике Яков Лабзин и его компаньон Павел Грязнов привлекли целый штат опытных художников-колористов, рисовальщиков, создававших новые и самые разнообразные платочные узоры. Тогда и появились, ставшие впоследствии классическими, платки с крупными красными розами по синему или черному фону, а также шали с восточными мотивами, с элементами в виде «боба», «огурца» или «опахала».

Тут, пожалуй, стоит уточнить, что первоначально павловские шали задумывались как имитация индийских (кашмирских), китайских и персидских. Из персидского же к нам пришло и само слово «шаль». В XIX в., на волне общего увлечения Востоком и восточной культурой, этот аксессуар женского туалета получил в Европе широкую популярность. Из Европы мода докатилась и до нас. Однако украшенные ручной вышивкой персидские шали или индийские, с вытканным на станке многоцветным рисунком стоили баснословно дорого.

Отвечая настойчивым требованиям русских модниц, фабрика Лабзина-Грязнова наладила выпуск своих, превосходного качества, но вполне доступных по цене изделий. Хитрость заключалась в технологии. Во-первых, как уже говорилось выше, рисунок набивался на ткань, что было много дешевле. Во-вторых, в отличие от прямоугольных восточных, павловская шаль для удобства набивки имела форму квадрата, впрочем, достаточно большого, который требовалось лишь сложить по диагонали и накинуть на плечи.

Что же касалось рисунка, то и тут русские руки не удержались - так переиначили, переделали заморскую продукцию, что и духу чужого не осталось. И со временем многоцветные, тонко-узорные павловские платки и шали превратились в самобытный, исконно русский аксессуар.

За более чем двухсотлетнюю историю «Павловской платочной мануфактуре» приходилось переживать разные периоды, были взлеты, но случались и падения. Едва не остановился выпуск продукции в голодном 1918 г., не до платков и шалей было и во время Великой Отечественной войны, тогда на производстве освоили выпуск плащ-палаток и тканей для обмундирования. Самым тяжелым для предприятия оказался кризис 90-х г. г., когда средств не хватало не только на зарплаты работникам, но даже на освещение и отопление цехов. 

По счастью, черная полоса миновала, и в настоящее время, получая государственную поддержку как предприятие народно-художественного промысла, «Павловопосадская платочная мануфактура» работает уверенно и успешно, радуя своей продукцией не только российских, но и иностранных модниц.

И если у вас в гардеробе ещё нет платка или шали из Павлова Посада, то сейчас самое время его купить. Прекрасный подарок к Новому году!

 

 

Статьи по теме
Комментарии 0
Комментарии отключены
Общество Видео Образование Дети ЖКХ Станислав Каторов Праздники Благоустройство ЕР Здравоохранение Транспорт Бизнес История ПроРеутов Депутаты НПО машиностроения Строительство Социальная политика Губернатор Андрей Воробьев Безопасность Сергей Юров Игорь Брынцалов Криминал День Победы Экономика Экология МВЦ Конкурс Политика Обзор Приалит Парк ЦГКБ Дороги Знаменитости МКДЦ Архив газеты Полезное ДК «Мир» Кино РЖД Фабричный пруд Максим Сураев Еда МЧС Наше Подмосковье Энергия Выборы Религия ДТП Наука Изобретариум ФОК Рейтинг ВПЦ Рекрут Хобби Услуги Коворкинг Старт Питомцы Алексей Папин Реутов Парк ЗАГС ПосадиСвоеДерево Академик Челомей Девушкамечты РТВ Общественная палата Экватор МФЦ Добродел Юнармия Мария Сотскова Кадеты Мнения Людмила Колобанова Космос Путешествия Интернет Президент Владимир Путин ММЦ ОДОН Александр Леонов Ирина Тульчинская WorldSkills Русален ДЮСШ Рецензия Тимур Кизяков Филипп Науменко Юрий Кузнецов Крутицы Анна Вирон Евгений Касперский Михаил Илинич Секс Татьяна Космачёва Андрей Ломанов Дима Билан Мириталь Алексей Илларионов Братья Березуцкие Наталья Назарова Дмитрий Харатьян Егор Кончаловский Владислав Котлярский Андрей Гайдулян Александра Пацкевич Полина Гагарина Радик Закиров Сергей Цыганов Патриарх Кирилл Психология Большие вызовы Владимир Этуш
< >