Реутовчанка создаёт стильные украшения из разбитой посуды.
Сегодня её самобытные работы известны коллекционерам по всей стране, а в Ташкенте их даже представили на Международной выставке народного творчества. Это хобби появилось у художницы, педагога ИЗО и мамы троих детей Таты Карапетян лет 15 назад. А началось всё со случайно разбитой в гостях тарелки…
— Однажды в Питере я оказалась в гостях у знакомых художников, которые занимались витражами. Наблюдая за процессом, я случайно задела и разбила советскую тарелку с голубой каёмочкой. Ребята махнули рукой: «Выбрасывай!». А мне вдруг так жалко стало — осколки были живописно прекрасны. Подумала: «А если оставить о разбитой посуде память? В виде брошки, например, серёжек или колец, а за основу взять технику витража». Получив благодаря питерским друзьям бесплатный мастер-класс, материал и идею, я стала экспериментировать. Дома с энтузиазмом продолжила — благо, недостатка в битой посуде (спасибо детям) не было. Посмотрела по сторонам: кто из художников работает со стеклом и керамикой; поняла, какое разнообразие вариантов передо мной открывается, и постепенно выработала собственную технику.
Тата отмечает, что не разбивает посуду специально: для украшений она берёт только битые или надколотые предметы. Через её руки прошли сотни, тысячи чашечек и тарелочек, многие из них уникальны и дороги своим бывшим владельцам как память. Люди приносят ей остатки сервиза и просят сделать из них что-то декоративно-прекрасное.
Тарелки с пальмами и узбекская коллекция
Совершенно особые воспоминания вызывает у художницы кольцо с синей пальмой.
— Как-то я отправилась на экскурсию на кораблике, да ещё с годовалым ребёнком. Нас высадили на каком-то островке, кораблик уплыл… Именно в этот момент моё чадо ловко отковыряло кусок от полуразрушенного здания и проглотило его. Врачей рядом нет, все в шоке… В итоге приехавший к назначенному времени кораблик поменял курс и повёз нас в поликлинику. Пока ждали результаты рентгена (меня уже успокоили: «Всё хорошо!»), пошли в столовую, и нам принесли еду… на красивейшей тарелке с пальмами. «Продайте!» — взмолилась я. Повариха испугалась — вероятно, подумала, что мне для медицинских целей нужно. Отдать тарелку согласилась, но попросила другую взамен. Я позвонила мужу: «Срочно привези!». Он бросил всё, купил в магазине тарелки, примчался к нам. Как же он разозлился, узнав настоящую причину этой гонки! Из той тарелки у меня получилось 7 колец с пальмой. Одно я оставила себе на память.
По словам художницы, из одного сервизного предмета получается несколько украшений. Можно сделать колье или пару крутых серёжек.
— У меня безотходное производство, — комментирует Тата. — Самое красивое идёт на украшения, однотонное — на мозаику. В последнее время я часто бываю в Узбекистане, познакомилась там с удивительными художниками-керамистами — они начинали свой творческий путь ещё во времена СССР. Это очень уважаемые мастера, их керамика ценится у коллекционеров всего мира. Однажды мастер предложил мне свои разбитые изделия, которые всё никак не мог выкинуть. Моей радости не было предела! И недавно у меня появилась «узбекская коллекция» украшений из авторской керамики — в прошлом году в Ташкенте она вызвала большой интерес на Международной выставке народного творчества. Некоторые вещи мне даже предложили оставить в музее.
Все свои украшения Тата делает у себя в квартире или в своём ташкентском доме. Кусочки фаянса, фарфора, глины или керамики проходят шлифовку на специальном станке, а в качестве оправы Тата использует олово. Она даже купила «алмазную» пилу для работы, чтобы вырезать подходящие кусочки.
— С тех пор как стала делать украшения, я начала разбираться в мельчайших нюансах: что такое фарфор и фаянс, как они производились, какие фабрики были лучшими, год выпуска, мастер… Мне очень близка тема апсайклинга — художественной переработки старого для нового. Это основа разумного потребления и, на мой взгляд, мировоззрение будущего. Экологией болею с детства. Помню, учась в школе, всё порывалась убежать из дома: нефть из океанов выкачивать, когда случались большие катастрофы. Так что, для меня то, чем я занимаюсь, — целая философия. Я создаю «застывшие воспоминания»: каждый осколок наполнен эмоциями других людей, и работа с такими вещами — волшебный процесс. Всегда хочется рассказать историю, которую осколки подсказывают сами, а будущий обладатель будет трактовать их по-своему, исходя из собственных ассоциаций и воспоминаний.
Попробовать себя в «ювелирно-осколочном» деле может любой желающий.
— Если у вас разбилась красивая фарфоровая посуда, а выбросить её рука не поднимается, возьмите в руки… молоток, — советует Тата. — Фарфор и фаянс отлично подходят для мозаики. Никаких особых инструментов не понадобится. Аккуратно разбейте изделие молотком или нарежьте кусачками для плитки (они продаются в любом строительном магазине). Затем обработайте острые углы шкуркой и приступайте к созданию собственного шедевра. Набирать мозаику можно на любой поверхности, например украсить ею столешницу, горшок для цветов, керамическую кружку, сделать декор стен. Элементы мозаики кладём на основу, обмазываем специальной мастикой и покрываем полученный фрагмент защитным лаком.