На торжестве, посвящённом международному Дню учителя, с участием губернатора Московской области Андрея Воробьёва, назвали и наградили победителя регионального конкурса «Учитель года Подмосковья — 2024» — учителя физики из школы № 10 нашего города Юрия Уробушкина.
Юрий Михайлович уже 12-й год работает в Реутове и за последние 5 лет уже дважды дошёл до финала «Учителя года Подмосковья»: в 2020 году был в шаге от победы, а в этом году получил долгожданный титул первого среди лучших. Победитель по телефону ответил на вопросы нашего корреспондента.
— Юрий Михайлович, когда было сложнее — тогда или в этот раз?
— Трудно сказать. Наверное, одинаково. Участие в региональном конкурсе — всегда достаточно ответственное и длительное мероприятие. В этом году конкурсные испытания стартовали в апреле и продлились до сентября включительно, при этом итог сентябрьского финала организаторы сразу оглашать не стали, по традиции сохранив имя победителя в тайне до праздничного поздравления губернатором лучших педагогов с Днём учителя.
— Когда Вы узнали, что титул «Учитель года Подмосковья» ваш, какие чувства испытали?
— На самом деле, перед тем как принимать участие в конкурсе во второй раз, мне было очень непросто собраться морально. Поэтому, когда узнал о победе, первое, что почувствовал, — сумел перерасти сам себя.
— Получается, что победа любит настойчивых. Теперь, когда она уже ваша, каковы дальнейшие планы? Помнится, несколько лет назад вы решили окончить музыкальную школу по классу виолончели — сделали это? Что новое появилось в вашей повестке самореализации?
— Есть конкретные планы — защитить кандидатскую диссертацию. Помимо этого, один раз в неделю параллельно с работой в школе стану преподавать в пединституте в Орехово-Зуево, в котором сам же учился. Буду объяснять студентам методику преподавания физики. Зачем? Как вы знаете, у нас в регионе наблюдается определённый дефицит преподавателей-предметников, к сожалению, учителей физики в школах некоторых городов сейчас очень не хватает.
— Если не секрет, по какой теме будете писать диссертацию?
— Тема звучи так: «Применение элементов билингвального обучения на уроках физики в средней школе» (билингвальное означает на двух языках сразу, на русском и на английском, как правило. — Прим. ред.).
— Планы у Вас очень серьёзные, а их удастся совмещать с работой в школе?
— Работа в школе № 10 как была для меня основной, так и останется. Кстати, в нашем школьном музее уже собрана большая коллекция фотоаппаратов, а недавно мы оборудовали и запустили действующую фотолабораторию, в ней с ребятами из нашего фотоклуба печатаем чёрно-белые фотографии с плёнки на бумагу.
— Неужели фотоплёнку и фотобумагу сегодня можно достать?
— Легко. Они, есть, например, на Ozon’е — это те же «Славич» и «Берёзка», что и раньше.
— Если уж мы перешли от уроков физики к вашим дополнительным занятиям со школьниками, давайте поговорим о них чуть подробнее.
— Что касается фотоклуба, и для меня, и для ребят — это больше хобби, которое имеет прямое отношение и к физике. В фотоклубе мы на практике изучаем физические характеристики света и творческую составляющую работы с ним: смотрим тематические фильмы, обсуждаем режиссёрские подходы и приёмы, которые используют видеооператоры и профессиональные фотографы, работая над композицией кадра, например. Мне кажется, нет ничего лучше обучения на практике! Мы даже создали отдельную группу в «Телеграмме»: постоянно обмениваемся опытом, выкладываем свои работы и все вместе обсуждаем их.
— А школьный клуб знатоков «Что? Где? Когда?», который тоже появился с Вашей подачи, с какими целями создавался?
— В «Что? Где? Когда?» мы со школьниками играем как любители, а не как профессионалы. На самом деле это целое движение, есть даже педагоги дополнительного образования и тренеры, у которых основной профиль деятельности — игра в «Что? Где? Когда?» на более серьёзном уровне. Я вряд ли могу с ними сравниться — с самого начала не ставил целей какого-то «достигаторства» на этом направлении. Наш клуб «Что? Где? Когда?» — это всё-таки увлечение. Оно позволяет ребятам узнавать новое, расширять свой кругозор и периодически выезжать на игры с участием самых разных команд, где наша цель — не победить, а познакомиться и пообщаться в неформальной обстановке с другими интеллектуалами. Это не соревновательные, а скорее, образовательные цели, только во внеурочное время. Мне кажется, что в таких случаях всегда важно не то, чем заниматься, а то, с кем заниматься. Интересно, что одни и те же ребята часто участвуют и в фотокружке, и в наших играх «Что? Где? Когда?». С ними же мы посещали планетарий и ездили на День физики в Московский физико-технический институт. Наверное, вопрос межличностного общения учителя и учеников — нечто большее, чем просто общие увлечения или занятия ради занятий.
— Вернёмся к теме конкурса «Учитель года». Чем Вам грозит нынешняя победа на региональном уровне?
— Выступлением уже на всероссийском конкурсе «Учитель года», но не в этом году, а в следующем.
— То есть время на подготовку есть. А к региональному конкурсу Вы готовились самостоятельно или прибегали к помощи тренеров?
— У меня нет персонального тренера, зато есть целая команда, которая меня поддерживает во многих моих начинаниях, и за это я ей очень благодарен. В этой команде моя школа, весь город Реутов, коллеги из Подмосковья, а также из других регионов России. Поскольку в следующем году на конкурсе «Учитель года» я буду представлять не только свой город, но и всю Московскую область, думаю, теперь буду ещё чаще общаться с участниками действующего в нашем регионе клуба наставничества и обмена профессиональным опытом «Педагог года». Со многими из его членов, я уже знаком — мы не раз пересекались на мероприятиях, и я прекрасно знаю, как мои коллеги работают, какие методики применяют. Кроме этого, в декабре прошлого года я ездил в Белгород на форум «Открытая физическая школа Михаила Ладных». В 2023 году Михаил Ладных стал одним из призёров всероссийского конкурса «Учитель года», он тоже преподаёт физику. Знаком я и со многими другими участниками этого конкурса, например с Аркадием Булдуновым из Калмыкии. Я даже ездил к нему в Элисту, проводил в школе, где он работает, мастер-класс и урок физики на английском языке. Так что процесс развития, обмена опытом и идеями с коллегами в моей жизни всегда был, есть и, надеюсь, будет.
Мы ещё раз поздравляем Юрия Михайловича с победой в региональном конкурсе и желаем ему новых успехов во всех начинаниях! В завершение темы добавим, что в этом году муниципальный этап конкурса «Учитель года» в Реутове выиграла учитель русского языка и литературы из школы № 6 Анна Тульская. Она, как и Юрий Михайлович, относится к плеяде ярких учителей, которые так любят свою профессию, что это впечатляет и их учеников, и членов любого жюри.
Нет-нет, мы ни на что не намекаем — мы точно знаем, что в Реутове работают классные педагоги! Так что продолжение темы следует.