В Музейно-выставочном центре Реутова состоялся удивительный творческий мастер-класс «Батик. От мастерства к мощному языку искусства», организованный автором выставки «Скорость и время. Монолог» Юлией Смирновой.
Юлия — член Союза художников, руководитель и преподаватель в Академии батика для детей и взрослых в г.о. Пушкино. Её работы украшают частные коллекции не только в России, но и за рубежом. Признавшись, что давно мечтала провести подобное мероприятие, она с радостью поделилась своей целью — популяризировать батик, ведь занятия этим искусством доступны для всех возрастов, а создать прекрасное можно даже без особых навыков.
Капля воска в руках художника
На мастер-классе собралось много знатоков батика, и они сразу же стали задавать Юлии профессиональные вопросы. Художница рассказала о видах росписи, о современном батике и даже показала ролик, снятый её учениками в Индонезии — на родине этого искусства.
— Техника батика — это ручная роспись ткани. В переводе с яванского батик означает капля воска, — поделилась Юлия. — В Россию этот вид прикладного творчества пришёл сравнительно недавно — во второй половине XX века, и сегодня он пользуется большой популярностью. Батик очень богат на эксперименты — техника постоянно развивается, вбирая в себя особенности различных художественных приёмов и видов прикладного творчества: русскую набойку, роспись валиками, витражный принцип росписи, живопись и графику. В настоящее время художники расписывают не только ткани для пошива одежды, но и создают сложнейшие художественные произведения.
Во второй, практической, части мероприятия началось настоящее волшебство: мастерица наглядно показала, как рождается батик, как одним взмахом кисточки можно оживить ткань. Гости мастер-класса передавали инструменты из рук в руки, и на ткани появлялась волшебная медуза, в образ которой каждый участник внёс свой творческий вклад.
Второй работой, уже выполненной в технике горячего батика, стало изображение Троицкого храма Реутова, который Юлия успела зарисовать по дороге в МВЦ. Сначала графический эскиз перенесли на ткань, а затем с помощью своих учениц: юной помощницы Ани Лапиной и более опытной Елены Графовой — художница расписала полотно специальными красками.
Никогда не поздно начать
По словам Юлии, начинать работать в технике батика никогда не поздно. Сама она по начальному образованию — математик, окончила Костромской технологический университет, кафедру технологий. Затем переехала в Москву и работала в бухгалтерии, но всегда чувствовала, что, помимо сухих цифр, душа требует чего-то ещё.
— Мне хотелось проявить себя в чём-то другом, рука невольно тянулась к кисточке и краскам, — делится художник. — В 2005 году я познакомилась с замечательным человеком — талантливейшим педагогом и мастером батика, к советам которого до сих пор прислушиваюсь и с которым с удовольствием общаюсь, — почётным академиком Академии художеств, автором книг по технике батика, ведущим художником по батику в России — Сергеем Давыдовым. Сначала я пошла учиться в Академию батика, а вскоре и сама стала преподавать эту технику в Пушкино детям и взрослым.
Я очень люблю технику горячего батика, его традиции уходят вглубь веков. Ещё в древности для создания узоров на ткани использовали смолу или нагретый воск. Состав наносили на участки, не подлежащие окрашиванию, а затем весь отрез опускали в ёмкость с красителем. После окрашивания ткани и устранения воска на поверхности оставался рисунок — белый или разноцветный.
Когда я начинала, считала, что батиком заниматься проще, чем живописью. Это обманчивое впечатление. Совершенствоваться в батике можно бесконечно — этот процесс затягивает и уже не отпускает.
Техника горячего батика была распространена в Китае, Японии, на Шри-Ланке и во многих африканских странах, оттуда и сегодня можно черпать идеи для вдохновения. Традиционно для горячего батика использовали хлопчатобумажную ткань и пчелиный воск, сегодня появилось много современных материалов, но основополагающие принципы остались те же.
«Инсайтинг», «Эквилибриум» и поиски Ключа…
На самой выставке представлены авторские батики Смирновой, созданные ею в единственном экземпляре. Повторить их один в один технически невозможно.
— Я постаралась собрать разноплановые работы, подчинённые одной теме, — отмечает Юлия. — Из названия понятно, что выставка посвящена скорости и времени: как человек их ощущает, а также вечным поискам истины и ответов на вопросы, которых нет. Мои картины имеют необычные названия, вызывающие разные ассоциации. Так, «Инсайтинг» — это отсыл к возникновению и осмыслению чего-то нового, ранее немыслимого. «Эквилибриум» — удерживающее баланс равновесие там, где оно маловероятно.
Или медузы — это моя излюбленная тема. Для меня эти существа — самые загадочные, прекрасные и непознанные на планете. Они одновременно стремительны и вместе с тем удивительно плавны, в какой-то момент становясь равновесными. Одно из моих последних произведений — «Ключ от всех дверей» — передаёт ощущение тщетного поиска истины. Здесь более важен сам процесс поиска, который приводит к Ключу, что открывает все двери. И это любовь!