Есть такое выражение «Постоянство — признак мастерства». В федеральном этапе конкурса «Отечество» реутовские школьники побеждали и до Селены, правда, было это 10 лет назад. В 2015 году успех нашему городу принесли старания Ивана Овсянникова, теперь уже бывшего ученика школы № 6. Он подготовил работу об успешном поиске новых имен земляков, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Селене Поденной и ее руководителю, учителю истории Наталье Малыновой, удалось сделать невероятное: они три раза подряд не просто выступали в ежегодных финалах конкурса «Отечество», но и возвращались в Реутов с самыми высокими наградами.
В 2023 году Селена впервые победила в заключительном этапе этого всероссийского конкурса с работой «Неотправленная шифровка», посвященной военным связистам и уникальному экспонату, переданному в школьный музей боевой славы, — радиостанции времен Великой Отечественной войны.
Через год, в 2024-м, она снова вышла в финал «Отечества» с продолжением исследования темы о военных связистах, заняв почетное второе место. Председатель жюри финального этапа в номинации по военной истории, где Селена два года подряд великолепно выступала, главный редактор журнала «Юный краевед» Сергей Савенков, рекомендовал конкурсантке из Реутова в 2025 году проявить себя и в других номинациях.
Помимо военной истории, их еще 11, они касаются разнонаправленных знаний о родном крае — от архитектуры, геральдики и земляков до родословия, памятников природы и культурного наследия. Селена и ее руководитель этот вызов приняли. А еще члены жюри пожелали школьнице и ее руководителю найти нечто загадочное и раскрыть тему, о которой мало говорили. В конце концов члены конкурсного жюри всегда рассчитывают, что он им тоже подарит удивительные открытия, откроет новые малоизвестные факты.
— Мы прислушались к этой рекомендации, стали искать тему про наш родной Реутов, интересную, загадочную и способную удивить, — все, как было велено, — с улыбкой говорит Наталья Малынова. — Перебрали много всего. И вдруг случайно на страничке в соцсети нашего реутовского фотографа и краеведа Алексея Оводова увидели снимки, которые он сделал в старых помещениях Реутовской хлопкопрядильной фабрики. На одном разглядели очень яркое и необычное мозаичное панно, сохранившееся до наших дней. «Да вот же она — наша тема!» — сказала мне тогда Селена. А дальше мы отправились на территорию фабрики, чтобы рассмотреть это удивительное панно поближе, изучить его и понять, кто, когда и зачем его создавал. Вот тут и началось самое интересное: ответы на все эти вопросы у множества художников, искусствоведов и у других экспертов, с которыми мы перезнакомились в ходе своей работы, были разными.
Давайте и мы с вами рассмотрим это загадочное панно. А теперь обратимся к результатам исследования Селены Поденной, которое эксперты жюри признали лучшим в номинации «Культурное наследие» конкурса «Отечество» в этом году.
Стоит сказать, что на конкурс нынешнего года было представлено 699 работ из 78 субъектов Российской Федерации. В конце мая в финал вышли 336 юных краеведов-исследователей — победителей краевых и областных этапов конкурса «Отечество» среди учащихся образовательных организаций.
В секции «Культурное наследие», где выступала Селена, представлявшая Реутов и Подмосковье, конкуренцию ей составили почти 30 соперников из Чечни, Карелии, Магаданской, Челябинской, Астраханской, Новгородской и из других областей, республик и краев России.
Что же так удивило и покорило членов жюри в работе Селены, которая называлась «О чем молчат старые стены. Загадки забытой мозаики»? Чтобы понять это, приведем выдержки из работы нашей победительницы.
«На первом этапе благодаря помощи бывших тружеников фабрики, краеведов и художников-мозаичистов было установлено, что фабричная коллекция панно выполнена в стиле советского модернизма, получившего свое развитие в монументально-декоративном искусстве в последней трети ХХ века.
Обнаруженные нами фабричные мозаичные картины собраны в мастерских Кучинского керамкомбината из керамической плитки с использованием новейших для того времени акриловых соединений.
Подтвердить полученную информацию удалось в архиве городского музея: в небольшой заметке из местной газеты за 1981 год были обнаружены три имени предполагаемых авторов — исполнителей панно на фабричных стенах. Однако, кто придумал необычные сюжеты для фабричной мозаичной коллекции, для нас так и осталось загадкой».
Дополнительный поиск в архивах и в областных музеях пока тоже не дал результатов — практически не сохранилось соответствующих документов. Поэтому Селена и Наталья Малынова решили искать отгадки с помощью экспертов, проведя серию дополнительных интервью с ветеранами старейшего предприятия Реутова. В результате удалось выявить данные о двух художниках-оформителях, которые работали на производстве в исследуемый период. Сергей Бочаров и Владимир Жучкин посвятили работе на фабрике более 30 лет своей жизни.
Благодаря реутовскому сообществу художников удалость разыскать потомков Владимира Жучкина. Его сын Геннадий Владимирович рассказал необыкновенную историю о своем отце; тот был художником-самоучкой, но его творчество высоко ценили на производстве. Большим почетом и уважением на фабрике пользовалась вся большая трудовая династия Жучкиных, ярким представителем которой был Владимир Иванович.
К сожалению, в семейном архиве не сохранилось ни одного эскиза его оформительских работ, которые он делал для родного предприятия, зато целы пейзажи Владимира Жучкина. Он писал их в большом количестве и дарил на добрую память многим людям. Это тоже культурное наследие, оно сохранилось, а значит, может быть востребовано теми, кто любит Реутов, изучает его историю и культуру.
Сравнивая стиль работ Владимира Жучкина с техникой исполнения загадочных панно на фабричных стенах, исследователи полагают, что их сделал кто-то другой. Но кто? Для расшифровки замысла фабричной мозаики и определения их авторства Селена и Наталья Вячеславовна обратились к экспертам и на основе их интерпретации выделили сразу несколько направлений для дальнейшего изучения и дешифровки загадочного сюжета.
Для Виталия Широченко, художника-оформителя, председателя еврейской общины Подмосковья, главным в сюжете центрального панно на фабричных стенах стал образ еврейского светильника — ханукии как возможный символ объедения мировых религий.
Краевед и знаток мозаичного искусства Мария Миронова увидела в том же панно сплетение нитей хлопка и целлюлозы в единую пряжу, благодаря чему на реутовской фабрике в 1980-е гг. стали выпускать особые виды ткани.
Еще один знаток мозаичного искусства — Мария Красильникова, ценитель народных традиций, разглядела в панно древо жизни — символ, который является важной частью мировой культуры на протяжении множества веков.
И наконец, еще одна интерпретация сюжета мозаичного панно на фабрике прозвучала от выпускника школы № 6, нынешнего настоятеля Почаевского храма в Салтыкове отца Дмитрия.
— Внимательно рассмотрев панно, он тоже говорил, что увидел религиозный подтекст в его сюжете, — говорит Наталья Малынова. — Это и древо жизни из Райского сада, и изображения разных птиц. Именно птицы у многих художников являются знаковыми религиозными символами. Другой вопрос, как в советское антирелигиозное время все эти изображения могли появиться на фабричных стенах. Я склонна считать, что автор идеи этих необычных композиций — безусловно, незаурядный и очень талантливый человек. Именно таким, по воспоминаниям ветеранов фабрики, был ее директор — Валерий Михайлович Ребарбар. Возможно, заказывая это удивительное панно для оформления помещений фабрики, он хотел передать будущим поколениям жителей нашего города какое-то особое послание? Конечно, пока это только предположение. Надеемся, что на эту заметку в вашей газете откликнутся люди, знавшие Валерия Михайловича Ребарбара лично, помогут нам подтвердить или опровергнуть эту версию. Мы очень хотим с ними пообщаться еще и потому, что, возможно, наша новая конкурсная работа будет посвящена выдающейся личности — Валерию Ребарбару. Правда, Селена в следующем учебном году будет учиться уже в 11-м классе. Возможно, ей будет не до выступлений на конкурсе из-за подготовки к экзаменам. Но в нашей школе подрастают ребята, которые тоже очень любят историю и краеведение. Среди них восьмиклассники Мария Миргородская и Кирилл Слобожан. Они помогали Селене и мне в этом году брать интервью у экспертов, когда мы искали ответы на загадки фабричной мозаики. Так что мы надеемся еще не раз выйти в финал Всероссийского конкурса «Отечество» и победить в нем!
Наталья Малынова также сказала, что за нынешнюю победу в конкурсном финале Селене вручили путевку в «Артек» на профильную смену, она состоится в августе.
Реутовские ребята, которых за свои достижения уже премировали поездками в этот прославленный лагерь, говорят, что «Артек» — это не просто отдых, это масса возможностей для дальнейших успехов для всех, кто в нем побывал или хочет побывать. Так что участвуйте в конкурсах и побеждайте!