Статья 13 Федерального закона «О противодействии коррупции» определяет виды ответственности физических лиц за коррупционные правонарушения, к которым относятся уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная.
Гражданско-правовая ответственность проявляется, в том числе, в виде взыскания в судебном порядке ущерба, причиненного коррупционными действиями виновных лиц, расторжения незаконных государственных и муниципальных контрактов, заключенных должностными лицами из корыстных побуждений, признания бездействия либо действий и решений должностного лица незаконным.
Дисциплинарная ответственность законодательно выражена в виде общей (предусмотрена Трудовым кодексом Российской Федерации) и специальной, которую несут отдельные категории работников в соответствии с федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (специальная). Дисциплинарная ответственность государственных служащих относится к специальной, т.е. предполагает наличие других мер взыскания помимо общих.
В Федеральный закон «О государственной гражданской службе» введены правовые нормы, отдельно регулирующие наступление и порядок применения дисциплинарных взысканий за коррупционные нарушения - за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются следующие взыскания:
- замечание;
- выговор;
- предупреждение о неполном должностном соответствии.
Кроме того, государственный гражданский служащий в ряде случаев подлежит увольнению в связи с утратой доверия.
Например, при непринятии мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; или непредставлении сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Если представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, не принял меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий, он также подлежит увольнению в связи с утратой доверия.
Сведения о применении к гражданскому служащему взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются государственным органом, в котором гражданский служащий проходил гражданскую службу, в официальный, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
Административная ответственность физических лиц за совершение коррупционных правонарушений установлена статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного либо муниципального служащего, а именно за нарушение предусмотренных законом порядка и ограничений при приеме на работу таких служащих.
В уголовном законодательстве определение понятию «коррупция» отсутствует. Между тем в ряде статей Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) установлены наказания за различные формы ее проявления. Статья 290 УК РФ закрепляет ответственность за получение взятки. При этом в качестве квалифицирующего признака выступает вымогательство виновным денежных средств. Другими словами, налицо склонение к коррупционному правонарушению.
В УК РФ также предусмотрены наказания за:
- злоупотребление полномочиями (201 статья);
- коммерческий подкуп (204 норма);
- незаконное предпринимательство (ст. 289);
- дачу взятки (291 статья).