На чемпионате России среди ветеранов дзюдо, прошедшем 23–24 августа в Нижнем Новгороде, реутовчанин Михаил Илинич занял верхнюю ступеньку пьедестала в весе до 100 кг в возрастной категории М8 (65–70 лет).
Напомним: Михаилу Илиничу принадлежит много спортивных достижений, причем одно поистине историческое — в 1973 году он стал первым в СССР мастером спорта по дзюдо.
— Михаил Викторович, поздравляем с победой! Расскажите о соревнованиях и о самом ветеранском движении в дзюдо и самбо.
— Спасибо за поздравление. В соревнованиях участвовало порядка трехсот спортсменов в звании не ниже мастера спорта. В моих категориях, весовой и возрастной, заявки подали пять человек, но двое не доехали. В результате все оказались в призерах.
По словам Илинича, соревнования среди ветеранов стали проводить около 25 лет назад.
— В советское время такого не было. Считалось, что в 27 лет — ты уже предельно возрастной, в 30 — старик, которому не место на борцовском ковре и в спортзале. Благодаря соревнованиям ветеранов спортивная жизнь борцов продлилась на десятилетия. Сейчас у нас верхняя возрастная планка — 70 лет, но в мире проводят соревнования для участников до 85 лет, видимо, и в России предельный возраст скоро повысят. Соревнования мотивируют поддерживать физическую форму. Кроме того, каждый приезд на чемпионат — это встреча со старыми друзьями, много положительных эмоций.
Еще один важный момент: у ветеранов дзюдо и самбо стало больше возможностей общаться с молодежью, сообщил Илинич.
— Я уже рассказывал, что тренируюсь в своей альма-матер — в МВТУ им. Н.Э. Баумана. Там есть студенческие группы борцов, иногда я подключаюсь к их тренировкам. Не сказать, что проводим полноценные схватки: немного потолкаемся на ковре, подскажем что-нибудь друг другу — взаимная подзарядка энергией. У школьников проводим мастер-классы — показываем, как правильно проводить приемы, рассказываем историю развития отечественного дзюдо и самбо. К слову, с последним есть проблема: зачастую молодые спортсмены, а нередко даже тренеры плохо знают имена наших чемпионов прошлого.
— Вам проще: Вы сами творили историю самбо и дзюдо в СССР, тесно общались с выдающимися отечественными самбистами и дзюдоистами. Для вас это не история, а биография.
— Это верно. Я тренировался у Генриха Карловича Шульца — капитана первой сборной СССР по дзюдо, с триумфом выступившей на предолимпийском турнире в Токио в 1963 году. Он, свою очередь, был воспитанником легендарного Евгения Михайловича Чумакова — четырехкратного чемпиона СССР по самбо, включая победу на первом чемпионате в 1938 году. Евгения Михайловича я знал лично. А он тренировался у одного из создателей самбо — у Анатолия Аркадьевича Харлампиева. Мне доводилось общаться с нашими первыми олимпийскими призерами по дзюдо и быть спарринг-партнером олимпийского чемпиона Владимира Невзорова, его имя носит Реутовская школа дзюдо. Понятно, что мне не нужно было специально заучивать их фамилии и достижения. И все же считаю, что молодым самбистам и дзюдоистам нужно знать историю своего вида спорта хотя бы ее основные моменты.
— Каковы планы? Продолжаем бороться?
— Разумеется! В октябре предстоит чемпионат мира среди ветеранов в Узбекистане, он пройдет в Бухаре. В ноябре — чемпионат мира ветеранов дзюдо в Париже. К слову, в прошлом году перед чемпионатом по дзюдо нас предупредили: вы из России, страны-изгоя, так что можете подать заявку и заплатить по тысяче евро с участника; мы вашу заявку рассмотрим, не уверены, что ответим положительно, но в случае отказа деньги вам не вернут. Мы, естественно, отказались и, не столько боясь потерять деньги, сколько из-за унизительных условий. Мы гордимся своей страной — кто они такие, чтобы нам что-то указывать? В этом году тоже прислали приглашение: можно участвовать на общих для всех основаниях. Теперь можно ехать.