Воспитанницы Детской музыкальной школы № 2 Реутова Мария Гуреева и Софья Николаева вместе со своим преподавателем Анастасией Бубеевой одержали победу на Международном инклюзивном конкурсе «Особые таланты — 2025». Его организатором выступил Национальный фонд развития реабилитации, а соорганизатором — «Газпром-Медиа Холдинг». Их трио «Необыкновенные исполнители» стало лучшим в номинации «Инструментальное исполнительство» и выступило на гала-концерте в Москве. За этим успехом — история преодоления, уникальная педагогическая методика и крепкая дружба.
Трио было образовано специально для юбилейного концерта школы. В номере «Ход коня» соединились звуки флейты, фортепиано и монгольского инструмента морин хуур в исполнении Анастасии Бубеевой. Этот необычный микс да еще в народных костюмах покорил жюри.
Номер «Ход коня», принесший трио победу, — это не просто красивое произведение. Для многих это яркая демонстрация работы родителей, врачей и педагогов. Девушки начинают играть все вместе. Дальше играет только флейта с морин хууром, фортепиано молчит, потом замолкают фортепиано и флейта, слышен только морин хуур, а потом два инструмента подхватывают третий. Иначе говоря, исполнители ловят моменты, когда нужно вновь начать играть, и вовремя включаются в исполнение.
Обе девушки: Маше — 19 лет, а Соне — 15 — с детства имеют нарушения слуха, носят слуховые аппараты. Их путь к музыке был осознанным выбором семей и важной частью комплексной реабилитации. Для слабослышащих детей развитие объема легких и контроль речи крайне важны. Обе девочки учились в школе, окончили ее как инструменталисты и вокалисты. А игра на духовом инструменте, флейте, стала для Марии не только терапией, но и призванием.
Девочки поступили в музыкальную школу на общих основаниях, но родители сразу честно рассказали педагогам об особенностях детей. И вместе они стали вырабатывать уникальную методику обучения — стандартных программ для таких учеников не существовало. Педагогам и родителям пришлось становиться первопроходцами.
Обучение начинается с изучения терминов и объяснения базовых для музыкантов, но абстрактных для особого восприятия девочек понятий: тише, громче, характер звука. Столкнувшись с первыми трудностями, педагоги и родители поняли, что нужно вырабатывать свою методику обучения, и началась совместная кропотливая работа.
— Мы сами вырабатывали эту методику, как научить детей с нарушением слуха играть, — рассказывают педагоги и родители девочек. — Пробовали, ошибались, шли дальше… Пробовали разные варианты. При любом обучении ребенка с особенностями нужна поддержка с четырех сторон: врач, реабилитолог, педагог и родители. Только слаженная совместная работа даст хороший результат.
Девушки стали обладателями стипендии губернатора Московской области для детей с ОВЗ и инвалидов — стипендии, которую нужно ежегодно подтверждать творческими достижениями. На свою первую профессиональную флейту Мария заработала сама, получив денежный приз на конкурсе «Добрая волна» Игоря Крутого.
Девочки очень дружны: в их дуэте Софья играет на фортепиано, а Мария на флейте. Их жизнь подчинена строгому расписанию. Гастрольный график во время учебы в музыкальной школе был насыщенным: конкурсы в разных городах следовали один за другим. Девушки спали в машине, разыгрывались в дороге. Родители их поддерживали, но не диктовали свои условия.
— Мы даем своим детям полный карт-бланш. Они определяются сами, — подчеркивает Екатерина Гуреева, мама Марии. — Даже если они сделают ошибку, пусть это произойдет, пока родители рядом и смогут ее исправить. Однако выбор жизненного пути, конечно, должен быть осознанным. Поэтому мы с родителями Софьи всегда предлагаем своим детям обстоятельно обдумывать свои шаги и их последствия.
Дирекция и педагоги ДМШ № 2 не побоялись принять детей с особенностями. Как отмечает Екатерина, в школе царит теплая атмосфера, где каждый ребенок чувствует себя хорошо. После успеха Марии и Софьи в школе стали обучаться другие дети с ограниченными возможностями здоровья. Школа уникальна этим. Но педагоги всегда подчеркивают: занятия музыкой — это дополнение к социализации и реабилитации, а не замена обязательных занятий с медиками и реабилитологами.
Победа на конкурсе «Особые таланты» — не финиш, а очередная высокая ступень. Мария мечтает окончить Российскую государственную специализированную академию искусств, играть в оркестре и преподавать. Она уже изучила, как правильно общаться с людьми, у которых есть проблемы со зрением, и хочет помогать другим. Софья — ученица 10-го класса школы с углубленным изучением точных наук, она пока определяется на своем пути. Но мы уверены, что «Необыкновенные исполнители», преодолевшие барьеры восприятия, будут играть снова и снова.