Эта картина около железнодорожного вокзала в Реутове остаётся неизменной уже много лет: на самых выгодных местах, гарантирующих «седока», сошедшего с электрички, — ряд недорогих машин без «шашечек», но с водителями характерной наружности. Нелегальный извоз — в действии. Почему его не удаётся обуздать?
Вроде бы всё очевидно. Если рядовой гражданин может позволить себе порассуждать, на каком такси лучше ехать, официальном или нет, то для государства «бомбилы» — однозначно злостные неплательщики налогов, а значит, и объект постоянного преследования. Вот только до искоренения этого зла государственным структурам далеко, и Реутов здесь не исключение.
Как нам рассказали в балашихинской ГИБДД, «бомбилы» в зону ответственности инспекторов входят постольку-поскольку. Их можно оштрафовать только за нарушение Правил дорожного движения. «Если нелегальные таксисты стоят «под знаком», такие места есть и в Балашихе, и в Реутове, патрульная машина может подъехать и оштрафовать нарушителей. Но всех задержать, как правило, не получается, а для оставшихся штраф всё равно невелик — от полутора до двух тысяч рублей. Он никак не может повлиять на их желание «таксовать» и дальше», — прокомментировали ситуацию в ГИБДД.
В прошлом году проводились совместные с ОБЭП рейды, для чего использовалась фотовидеоаппаратура. «Подсадной» сотрудник садился в машину, говорил, куда ехать, договаривался о цене, а на середине поездки их задерживали участники рейда. В данном случае появлялась доказательная база, и нарушитель нёс ответственность как человек, занимающийся незаконной предпринимательской деятельностью. Но для ОБЭП такие операции — это как стрельба из пушки по воробьям: затрат много, а результат скромный. «Бомбил» привлекали к административной ответственности и штрафовали на пять тысяч рублей. По итогам рейда было заведено всего восемь дел. И всё. Поэтому будут ли такие рейды в дальнейшем — вопрос. «У нас нет действенных рычагов давления», — резюмировал источник в балашихинской ГИБДД. А чаще бывает ещё проще. Если «правильные» таксисты, чтобы выделяться из общего потока и соблюдать требования областного Минтранса, красят машины в жёлтый цвет, наклеивают «шашечки» и так далее, то частники старательно избавляются от всех признаков такси, даже если они и были. Получается просто машина, которая куда-то везёт пассажира. Даже если её останавливает патрульный, «бомбила» тут же просит клиента, чтобы тот назвался другом (братом, сватом и т. п.) водителя. И вопросов у ГИБДД уже не возникает.
По сути, ситуация складывается тупиковая: явление есть, бороться с ним надо, а некому. Вроде бы отвечать за порядок на дорогах именно в этой сфере должно то ведомство, которое и выдаёт разрешение на извоз, то есть областной департамент транспорта. Но ему, похоже, и без этого забот хватает.
Интересно выслушать мнение и противоположной стороны, то есть «бомбилы» со стажем. У него и к официальным такси, и к «бомбилам», которые ездят на «жигулях»-развалюхах, одинаково негативное отношение. «Первые, возмущаясь, что им не дают работать, заламывают цены. Их понять можно, им деньги платить за аренду. Но они неплохо зарабатывают на заказах, зачем тогда так много просить, если человек просто останавливает такси на улице? К «утилю» плохое отношение из-за того, что ездят они на аварийно-опасном металлоломе и Москвы, если ехать нужно туда, не знают совершенно. А ведь не сложно купить недорогой подержанный автомобиль и содержать его в хорошем состоянии. А уж выучить основные районы Москвы и того проще». Сам он, к слову, начав заниматься извозом, уже дважды поменял машину.
Наш собеседник уверен, что «бомбилы» — нормальные, уважающие себя и клиента, — не зло, а естественная конкуренция официалам: «С нами не надо бороться, надо просто снизить стоимость услуг официального такси, и тогда люди будут с удовольствием пользоваться жёлтыми машинами с «шашечками». И тогда, возможно, в городе не останется недобросовестных «бомбил» на «утиле», ими просто перестанут пользоваться».
Может быть, он по-своему и прав. Но, как бы то ни было, идёт процесс «незаконной предпринимательской деятельности», а значит, государство недополучает налогов. Значит, где-то не ремонтируются дороги, где-то не строятся детские площадки и так далее. И с этим надо что-то делать. Ещё один аспект проблемы — безопасность перевозок и нарушение правил дорожного движения.
В общем, никому нелегальные извозчики не нравятся. Однако объединить усилия всех заинтересованных сторон, чтобы решить проблему, никак не удаётся.
Читайте также:
Горячая линия для таксистов-нелегалов
Нелегальных перевозчиков ждут на портале госуслуг
Нелегальных таксистов в Реутове ловили «на живца»
Такси без «шашечек»: шахидмобили в Реутове
Нелегальных таксистов проверяют все ближе к Реутову