Реутовский детский сад № 13 «Веснушки» принёс Московской области победу в конкурсе среди субъектов России на лучшие и доступные для всех детей модели дошкольного образования. Его заявка победила в номинации «Лучшая современная (инновационная) инфраструктура дошкольной образовательной организации, соответствующая требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в том числе с учётом потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».
В конкурсе участвовали свыше ста детских дошкольных учреждений из 45 регионов страны.
Как рассказала заведующая детским садом «Веснушки» Алла Степанова, это не первая победа учреждения в 2016 году. В этом году реутовский детский сад уже выиграл конкурс на право стать региональной инновационной площадкой по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Кроме того, он признан лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшая коррекционная образовательная организация — 2016», проходившего в рамках Всероссийского форума «Невская образовательная ассамблея».
К своим первым победам — с момента открытия «Веснушек» прошло всего два года — коллектив учреждения шёл планомерно, с самого начала делая ставку не только на общеобразовательные направления работы, но и на коррекционные группы для воспитанников, имеющих особенности развития.
Особый подход к особым детям
Сегодня «Веснушки» посещает 341 ребёнок. Из этого числа у 39 воспитанников ограниченные возможности здоровья, у пяти ребят очень серьёзные — это дети-инвалиды, ещё у двенадцати — ранний детский аутизм.
— К сожалению, число детей-аутистов растёт, — говорит Алла Степанова. — Учреждений, способных помочь таким детям и их родителям, не хватает, поэтому данное направление в образовательной программе нашего детского сада мы стали развивать сразу же после открытия. Первых своих воспитанников наш сад принял 1 октября 2014 года. Наряду с общеобразовательными группами мы с 1 января 2015 года открыли группу для детей с общим недоразвитием речи и для детей с ранним детским аутизмом — расстройствами аутистического спектра (РАС). Ещё через несколько месяцев, в апреле 2015 года, у нас открылась вторая такая группа. А с сентября этого года сад открыл группу кратковременного пребывания «Особый ребёнок» — тоже для детей с ранним аутизмом. Ребёнка в неё можно приводить не на целый день, а на четыре часа.
По словам заведующей, всё это стало огромным подспорьем для реутовских семей, имеющих детей-аутистов. Эти дети требуют самого пристального внимания, любви и терпения. Помощь нужна не только им, но и их родителям. Ведь за понятием «аутизм» скрывается расстройство нервной системы. Дети с таким диагнозом замкнуты, они живут в своей реальности, контактируют с миром на своей волне, плохо переключаются с этой волны на обычное общение со сверстниками и взрослыми.
Расстройства аутистического спектра — это более лёгкие и менее выраженные проявления аутизма на ранних стадиях. Как показывает опыт, именно на стадии раннего детского аутизма поведение и отклонения в психике ребёнка поддаются эффективной коррекции. Однако вывести детей из состояния дисконнекта могут только совместные усилия родителей и целой команды профессионалов. А ещё в учреждениях, где работают с такими детьми, должны быть созданы особые условия и особое образовательное пространство. Сегодня всё это в детском саду «Веснушки» имеется.
Чтобы идти вперёд, важно постоянно учиться
В педагогическом коллективе сейчас 32 человека: 24 воспитателя и восемь специалистов. Среди них два учителя-дефектолога, три учителя-логопеда, педагог-психолог, инструкторы по общей физической подготовке, инструктор по плаванию, музыкальный руководитель. Все они прошли специальное обучение в Центре лечебной педагогики в Москве по работе именно с такими малышами.
В работе с особыми детьми имеют значение и квалификация специалистов, и условия, которые созданы на территории учреждения. Ещё в процессе строительства здания детского сада выполнены требования к созданию безбарьерной среды: здесь широкие коридоры, есть и пандусы, и туалеты для маломобильных групп населения, и лифт для людей с ограниченными возможностями. Вообще, «начинка» этого учреждения на Юбилейном проспекте самая современная: имеются бассейн, музыкальный зал, отдельные кабинеты для работы психологов, логопедов и дефектологов.
— На уличной территории нашего детского сада есть специальный визуальный маршрут «Умные картинки», — говорит Алла Степанова. — На асфальте нарисованы всевозможные лабиринты для детей, своими силами создаём сейчас сад «Удивительный разум», который включает в себя экологическую тропу, тренажёры для развития зрительного восприятия и сенсорных ощущений. Современная сенсорная комната есть и внутри здания. А ещё на улице установлена площадка «Крепыш», где с детьми проводятся физкультурные занятия на свежем воздухе, спортивные игры и эстафеты.
Как можно убедиться при посещении детского сада, многое здесь сделано с выдумкой и любовью. В просторных коридорах здания, например, регулярно проходят сменные выставки детского творчества. Сейчас на стендах красуются детские поделки на тему «Золотая осень». В актовом зале, где есть настоящая сцена, проектор для просмотра фильмов и пространство для танцевальных и музыкальных занятий, завершаются последние приготовления к Празднику осени. Декорации почти как в настоящем театре: деревянные избушки и прочие арт-объекты… У детского сада «Веснушки» есть и своя собственная детская библиотека, а в одном из холлов — миниатюрный автогородок с машинами, светофорами и «зеброй» для изучения Правил дорожного движения.
— А вот тут мы хотим создать свой собственный центр экспериментирования, — показывает Алла Степанова несколько комнат, где уже появились макеты Солнечной системы, новые пособия и развивающие игрушки-конструкторы, комплекты мозаики и другие нужные для маленьких экспериментаторов вещи.
Сразу после этого руководитель учреждения показала «филиал Третьяковской галереи». Это вовсе не шутка: репродукции самых известных шедевров «Третьяковки», напечатанные на холстах, закуплены непосредственно в галерее. Правда, рамы для этих картин сотрудники детского сада вместе с родителями приобретали и делали самостоятельно.
Уникальный Реутов
После небольшой экскурсии по детскому саду мы возвращаемся в кабинет заведующей и продолжаем разговор о моделях дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями. Говоря об этом, она замечает, что при необходимости детские дошкольные учреждения могут объединять свои усилия, например, в той же коррекционной работе с детьми-аутистами. Сотрудники «Веснушек» уже участвуют в организации помощи детям-аутистам в других образовательных учреждениях города.
Алла Степанова рассказала, что в прошлом учебном году «Веснушки» выпустили свою самую первую подготовительную группу ребят с ранним аутизмом. Теперь многие из этих детей учатся в реутовской начальной школе «Лучик», где с этого учебного года появился первый специальный класс для детей-аутистов.
— Дело всё в том, что московские учреждения отказались принимать к себе на учёбу детей-аутистов из Московской области, — говорит она. —
Поэтому инициативная группа мам наших выпускников встречалась с главой Реутова Сергеем Юровым. В результате теперь вслед за коррекционными группами в нашем детском саду для детей-аутистов из нашего города сформирован и специализированный школьный класс «Лучика». А поскольку таких детей с каждым годом всё больше, думаю, интеграция дошкольных образовательных учреждений города в этой работе будет продолжаться.
В Реутове практически каждый детский сад, подчеркнула Алла Степанова, имеет какое-то своё коррекционное направление, и в этом плане реутовская система дошкольного образования уникальна. Во многих городах такие группы давно закрыты, в дошкольных учреждениях сокращали штатные ставки логопедов и психологов, оставляя только массовые общеобразовательные группы для воспитанников. В Реутове же помимо коррекционных групп в детских садах есть ещё и такие реабилитационные центры, как «Родничок» и «Преодоление».
Читайте также:
Школьные повара Реутова провели битву с коллегами
Слабовидящим детям Реутова подарили тактильные книги
Практические занятия школьников начались в автогородке Реутова
Заканчивается строительство нового здания гимназии Реутова
Ирина Клёнова: «Физика учит мыслить и рассуждать»