Учитель технологии из школы № 4, заслуженный учитель Российской Федерации Валерий Королёв долгие годы успешно прививает реутовским школьникам столярные навыки. О секретах преподавания и своём педагогическом подходе к обучению детей он рассказал «ПроРеутову».
В привычном понимании уроки труда для мальчиков сейчас настоящая роскошь: требуются и специальное оборудование, и расходные материалы. Оттого в последние годы в большинстве учебных заведений мальчики занимаются вместе с девочками — учатся шить и готовить.Но в школе № 4 верны традициям мужского трудового воспитания — здесь работают столярная и слесарная мастерские. В них Валерий Макарович Королёв обучает школьников с 5-го по 7-й классы.
Практическим занятиям всегда предшествует теоретическая подготовка: разъяснения и чертежи. Школьники узнают о биоматериалах, строении древесины, её сушке, работе станков, технике безопасности и многом другом. Во время самостоятельных и контрольных работ ученики отрабатывают различные темы, к каждой из которых Валерий Макарович подобрал задания и подготовил специальные карточки с вопросами.
В мастерской огромное количество образцов всевозможных поделок: игрушки, машины, подводные лодки, корабли, настольные лампы. Школьники многое мастерят к различным праздникам, например, к Новому году готовили сувениры с символом года.
Ребята орудуют линейками, ножовкой для металла, выпиливают, раскрашивают, покрывают лаком изделия. Порой родители даже не могут поверить, что их ребёнок сам сделал ту или иную вещь.
Учитель постоянно придумывает новые оригинальные варианты поделок и модернизирует уже имеющиеся, чтобы ребятам было интереснее. Так появились подставки для баллончиков лака для волос, бумажных полотенец и банных принадлежностей, разрыхлители и грабли разных размеров и уровней сложности. Сделанное своими руками ребята забирают домой — это всё полезные вещи, которые пригодятся в хозяйстве и на даче, и в городской квартире.
Рассказывая о годах своего учительства, Королёв отмечает, что раньше ребята всё-таки были другими, до вечера могли сидеть в мастерской. Теперь, в век технического прогресса и компьютерных технологий, дети больше увлечены электронными гаджетами. А ведь для каждого мужчины во все времена умение работать руками считалось необходимым навыком:
— Иначе вырастут и шурупа завернуть дома не смогут, — качает головой Королёв. — Между прочим, любое изделие — это несколько этапов изготовления, и проходя их самостоятельно, мальчики не только обретают полезные умения на уроках, но и постигают порядок технологического процесса.
Ученики, скорее всего, и не подозревают, какую большую подготовительную работу проделывает их педагог к каждому занятию. Валерий Макарович приходит в мастерские даже в субботу и воскресенье и делает заготовки. На это уходит время, а ребятам необходимо дать уже готовый материал. По расписанию каждый день уроки труда в трёх классах, пятнадцать человек в каждом — это сорок пять заготовок!
— Если не выдать ученику заготовку, то урока не получится. Можно рассказать и показать деталь, а делать-то как? — рассказывает Королёв. — И самое главное — попробовать сделать что-то своими руками, детям это интересно. Когда в начале обучения мы записываем теоретический материал, мальчики без конца спрашивают: когда же мы сами станем работать?
Для успешного преподавания прежде всего необходимо желание помочь своим воспитанникам.
— Я принципиально не ставлю ученикам двойки. Считаю, что такая оценка недопустима, ведь ребёнок старается, — убеждённо говорит педагог. — Наоборот, стараюсь помогать каждому, у кого что-то не получается. С моей помощью ребята выполняют работу, получают пятёрку и, довольные, несут свои поделки домой. В следующий раз кто-то из них прибегает и сообщает, что его «мама очень хвалила».
У каждого ученика в мастерской своё рабочее место: стол, выдвижная табуретка, ящичек, набор инструментов, инструкции и наглядные пособия. И практически всё это — тоже работа педагога, который старается держать мастерскую в идеальном состоянии. Валерий Макарович рад тому, что и дети, и их мамы и папы довольны. И со вздохом признаётся, что по возрасту надо бы уже заканчивать с работой. Но здесь, в школе, вся его жизнь. А родители школьников просят его продолжать учить ребят мужскому делу.
Квалифицированный электромонтёр и педагог по образованию, Валерий Макарович Королёв преподаёт в школе № 4 с самого её открытия в сентябре 1969 года — уже почти полвека. За годы работы в школе он обучил уже три поколения детей. Сколько себя помнит, всегда любил труд. Старшеклассником проходил производственную практику на мебельном комбинате и ещё в школе получил специальность «столяр третьего разряда». Затем в профтехучилище выучился на электромонтёра по монтажу и эксплуатации тяговых подстанций. Работал на Украине и в Грузии. На армейскую службу в качестве специалиста-электромонтёра был призван из Краснодарского края. Через три года ему как лучшему по службе дали разрешение поступать в педагогический институт. В 1965 году Валерию предложили должность учителя труда, и он согласился.
— С тех пор так и работаю, — говорит учитель. — И нахожу в этом удовольствие. Мне интересно наблюдать за ребятами, когда они трудятся над изделием и у них хорошо это получается. Тогда у мальчиков горят глаза, они такие довольные! И им хочется сразу ещё что-нибудь сделать.
В 1969 году Валерий Макарович Королёв переехал в Реутов и устроился работать учителем в школу № 4. В 1970-е четыре года преподавал в ГДР технический труд, вёл военное дело, черчение и рисование. По возвращении в Советский Союз получил звание «Отличник просвещения СССР», а затем — «Заслуженный учитель Российской Федерации». Участвовал во Всесоюзном съезде учителей и стал единственным учителем труда, избранным во Всесоюзный совет народного образования СССР.
Читайте также:
Звёзды радиоэфира провели мастер-класс в Реутове
Реутовские старшеклассники занимаются в «Школе пожарной безопасности»
До конца 2017 года в Реутове откроют два детских сада
Седьмая школа получит современный спорткомплекс
Реутовские гимназисты поделились впечатлениями о новом здании