Ранее бортпроводница Кристина Люцидарская была гостем в программе «Диалог» на канале Реутовского телевидения. Корреспондент «ПроРеутова» решила выяснить у Кристины, так ли привлекательна и романтична профессия стюардессы, как представляют многие.
(Окончание. Начало в «ПР» № 8, 10)
– В чём особенность униформы?
– Форма бортпроводников разных авиакомпаний отличается. Летом может быть платье с короткими рукавами, зимой может быть костюм. Стандартная часть – шейный платок. Он предусмотрен в каждой авиакомпании. Если честно, то не всегда красивая форма удобна, а ведь мы принимаем бытовое оборудование, багаж, ходим по самолёту, проверяя всё перед и после рейса. Желательно, чтобы на платье не было затяжек. Колготки – это «расходный материал», и мы сами себе их покупаем. Очень важна обувь. Некоторые авиакомпании выдают свою, но лучше покупать её самим, чтобы она была по ноге, и лучше сразу ортопедическую, потому что приходится много ходить и стоять. Высота каблука не должна превышать пяти сантиметров. Когда я начинала работать, у нас было по две пары обуви: одна на более высоком каблуке – для встречи пассажиров, а вторая на более низком – для обслуживания. Шпильки нельзя. Это должен быть устойчивый каблук. Но и без него тоже нельзя. Так что и балетки под запретом.
– Что насчёт украшений, макияжа?
– В каждой авиакомпании свои правила. Например, где-то допускается носить только обручальное кольцо. Где-то разрешается носить браслеты, где-то нет. Серёжки должны быть без ярких камней, например, с жемчугом. Никаких висячих украшений нельзя, пусеты можно. Несколько серёжек на одном ухе тоже не разрешается. Волосы должны быть убраны в гладкий пучок или в каре длиной до плеч.
С макияжем тоже всё по-разному. Где-то он сдержанный, где-то руко- водство требует яркой помады. Это требование связано с безопасностью: во время аварийной ситуации на человека с яркой помадой быстрее обратят внимание и будут буквально смотреть ему в рот, выполняя его указания.
С маникюром тоже везде по-разному, но он должен быть: ногти обязательно покрыты или телесным, или бесцветным лаком. Кстати, о наручных часах. Это очень важная часть имиджа борт- проводника. Без них на рейс не пускают. Это с безопасностью тоже связано. Если случается аварийная ситуация, то в первую очередь бортпроводники сверяют время. Мы же не ходим с мобильниками на рейсах. Например, командир корабля говорит, что до аварийной посадки остаётся двадцать минут, и мы все ориентируемся только на свои часы. На эти двадцать минут у нас есть масса обязанностей, которые мы должны выполнить к аварийной посадке. Но часы тоже должны быть не вычурными, а классическими.
– Нередко пассажиры летят с пересадками. Меняются ли тогда бортпроводники?
– Перелёты до пяти часов считаются перелётами без отдыха, то есть ты летишь в обе стороны сразу. Это называется «разворотный перелёт». Если перелёт больше пяти часов, то такой бывает с отдыхом, и нас на обратном рейсе сменяет другая бригада. К примеру, летим мы в Магадан. Наша бригада, прилетевшая в этот город, остаётся, а другая, которая отдыхала в Магадане, отправляется обратно. Это сделано для соблюдения действующих норм.
– Существуют так называемые рейсы с миссией ООН. Расскажите о них, чем они отличаются от обычных рейсов?
– Я летала такими рейсами, и мы перевозили солдат из Индонезии. Когда мы летели за ними, самолёт был пустой. В такие рейсы авиакомпании заказывают перевезти определённых пассажиров. Например, могут быть спецрейсы на хадж в Саудовскую Аравию. Далеко не все компании этим занимаются.
– Подобные рейсы как-то влияют на карьерный рост?
– В моём случае это повлияло в об- ратную сторону. Я должна была пойти на обучение старших бортпроводников, но вместо этого я летала в подобные спецрейсы.
– Бывали ли у вас аварийные посадки?
– У меня, слава богу, таких не было, но были прерванные взлёты. Это тоже считается нештатной ситуацией. Это когда при разбеге самолёта перед взлётом звучит команда диспетчера, неожиданно появляется препятствие на полосе или техническая неисправность самолёта. В этих случаях возмо- жен прерванный взлёт, самолёт резко тормозит и останавливается. Поэтому важно, чтобы все пассажиры были пристёгнуты перед полётом и ручная кладь убрана – пассажир может улететь с тридцать пятого ряда к кабине пилота или ручная кладь посыпаться. В моих случаях экипаж всегда срабатывал по правилам. Были после этого недовольные пассажиры, но самое главное, что все живы и никто не пострадал.
– Бытует мнение, что самые опасные моменты полёта – это взлёт и посадка. Правда ли это?
– Считается, что это критические фазы полёта. Во время взлёта и посадки мы ни в коем случае не должны беспокоить пилотов. Бортпроводникам можно заходить в их кабину, но не в это время. Вопреки расхожему мнению, что в самолётах всё автоматическое и рейсы выполняются на автопилотах, это не так. При взлёте и посадке нужны максимальная концентрация и уверенность в своих силах. Кстати, у всех бортпроводников есть такая штука, как ментальный настрой. Когда мы завершаем подготовку к аварийной посадке, за которой может следовать эвакуация, мы должны быть максимально собранны и уверены в своих действиях. Нужно сказать такую фразу после проделанных действий: «Я спокоен и уверен в своих действиях». Наверное, этого я и пожелаю будущим проводникам.
– Есть ли у стюардесс профессиональные болезни?
– В первую очередь это варикоз, потому что постоянно на ногах, и плюс перепады давления сказываются. У всех, кто летает и меняет часовые пояса, случается недосып. Организм путает день и ночь, биоритмы сбиваются, ты теряешь свой распорядок дня, ешь не в положенное время. С годами профессия влияет на слух – шумно на борту. Многие девушки жалуются на сбившийся цикл, некоторые даже забеременеть не могут.
– Какие главные внутренние качества должны быть у человека, который стремится связать свою жизнь с небом?
– Гибкость и твёрдость. Гибкость – это с улыбкой на лице терпеть жалобы и высказывания пассажиров, отвечать спокойно. Это нужно для того, чтобы не сойти с ума и сохранить свои нервы. Все пассажиры разные, и раз на раз не приходится. Нужно иметь внутреннее спокойствие и стойкость, а также уметь помогать людям разрешать конфликты. Ещё надо относиться ко всем с добротой и сделать так, чтобы полёт прошёл максимально комфортно и удобно. Это наша работа.
Александра Барабанова