Ранее бортпроводница Кристина Люцидарская была гостем в программе «Диалог» на канале Реутовского телевидения. Корреспондент «ПроРеутова» решила выяснить у Кристины, так ли привлекательна и романтична профессия стюардессы, как представляют многие.
(Продолжение. Начало в № 8, от 5 марта)
— Чем отличается работа бортпроводницы и бортпроводника?
— Ничем не отличается. Как говорил мой инструктор по обучению бортпроводников: «В нашей профессии нет пола». Мы выполняем совершенно одинаковые обязанности. На борту у каждого своя роль: кто-то принимает питание, кто-то обслуживает бизнес-класс, кто-то принимает багаж на рейс. Чаще всего мужчин ставят принимать багаж, особенно если это полёт в какую-то холодную местность, например в Магадан. За кухню тоже чаще ставят отвечать молодых людей, а не девушек, чтобы они принимали тяжёлые тележки и ящики с едой, которые у нас называют юниты. Но любая девушка-бортпроводник тоже может всё это делать. Если в бригаде только представительницы женского пола, и за багаж, и за кухню будут отвечать они.
— А как принимают багаж? Помогают ручную кладь укладывать в багажные полки или что?
— Нет, ручную кладь на полки размещают сами пассажиры, мы им только указываем куда, где есть свободные места. Принимать багаж — это значит спуститься под самолёт и следить за тем, как грузчики погружают чемоданы и сумки в багажный отсек. Бортпроводники проверяют, чтобы не было ошибок на данном этапе, чтобы все вещи улетели на том рейсе и со своими пассажирами. Такое до сих пор случается в российских компаниях, кроме «Аэрофлота».
— За что могут наказать бортпроводника?
— Абсолютно за всё! Любая жалоба от пассажира рассматривается специальной службой, и к работнику авиакомпании могут применить санкции. А жалобы могут быть совершенно разного характера: не так улыбнулся, не с той руки подал стакан воды. Это из серии самых абсурдных случаев. Нас штрафуют, если пассажиры уносят пледы с собой. Или за то, что неправильно приняли багаж, или багаж вдруг не туда улетел. Иными словами, за любой промах при исполнении своих обязанностей может последовать наказание. Но если руководство посчитает, что вашей вины нет, всё будет нормально.
— Как бортпроводник проверяет багаж? У вас есть списки пассажиров и количество их багажа?
— У нас есть список, например, с 250 сумками, и мы должны отследить, что все 250 сумок с бирками уехали по ленте в багажный отсек самолёта. Что касается ручной клади, за неё отвечают пассажиры. Если пассажир оставит ручную кладь в самолёте, мы должны найти её и сдать в отделение полиции. Если мы этого не сделаем, как минимум последуют разбирательства. Перед любым наказанием выясняют, почему не нашли ручную кладь на борту. Мы обязаны искать потерянные и посторонние вещи. Это в первую очередь авиационная безопасность, направленная против терроризма. Чтобы никто не подложил бомбу. Любые непонятные и не принадлежащие экипажу вещи должны быть выявлены бортпроводниками при осмотре самолёта. Если это подозрительный посторонний предмет, мы вызываем службу безопасности.
— Расскажите о питании на борту самолета. Есть ли у авиаменю какие-то особенности?
— Есть такое мнение, что пассажиры в небе предпочитают томатный сок. Наши языковые рецепторы, наверное, так работают, что в полёте он кажется вкуснее. Обычно порций напитков и еды грузят поровну. Однако томатного сока стараются заказать на борт больше, учитывая эти особенности. Если кому-то чего-то не достанется, мы вынуждены извиняться и говорить, например, что дополнительной рыбы, которую так хотел пассажир, в полёте не появится. Кажется, люди это должны понимать, но некоторые настойчиво требуют определённый продукт, выясняют, почему он закончился. Я сейчас говорю про эконом-класс. По поводу меню — это обычное сочетание блюд: рыба с рисом, курица с гречкой, мясо с картофельным пюре. Некоторые исследования показали, что пища во время полёта усваивается сложнее, поэтому в самолёте лучше не переедать. Лучше пить больше воды.
Еда в бизнес-классе отличается. Её привозит кейтеринг из ресторана. Там меню более обширное. Бывают супы, суши-сеты. Многое зависит от страны, в которую вы летите. Стараются соответствовать кухне той страны, куда пассажир направляется. К примеру, когда вы летите бизнес-классом из Японии, могут подать роллы.
— У бортпроводников такое же меню, как и у пассажиров?
— Да, такое же. Мы привыкли и адаптировались к этому.
— Приходилось ли вам летать со знаменитостями?
— О, да! И среди известных людей есть адекватные и не очень. Кто-то может проспать весь полёт, попросив, чтобы ему не мешали и не будили. Бывают те, кто придирается по пустякам. Кто-то требует к себе повышенного внимания, в бизнес-классе и так индивидуальное обслуживание, но звёздам приходится оказывать ещё и дополнительные знаки внимания. Однажды знаменитый спортивный тренер во время восьмичасового перелёта в Корею попросил нас напоминать ему, когда нужно принимать лекарства. Мы с удовольствием помогаем — это наша работа, а уж если она должным образом воспринимается, это не может не радовать нас. Если слышим придирки: подошла не с той ноги, не так наклонилась, — конечно, это не очень приятно. Любой бортпроводник старается достойно выполнять свою работу.
— Чем отличается бизнес-класс от эконом-класса, кроме меню и более широких кресел?
— Еда подается на фарфоре, в стекле, а не в пластике и не на картоне, предлагается алкоголь. В эконом-классе алкоголь практически ни на каких рейсах не предлагают.
— Как вы успокаиваете пассажиров, у которых случается паника во время полёта?
— В таких случаях мы советуем им отвлекаться. При входе в самолёт сразу замечаем таких пассажиров: они тоже начинают требовать к себе внимания и просят успокоить их. Самый лучший способ избавиться от страха полёта — это заснуть во время рейса. Если не помогает, лучше, например, не употреблять алкоголь — в полёте его влияние обостряется, можно почитать книгу, посмотреть фильм. Можно не глядеть в иллюминатор (выбрать место у прохода) и представлять, что самолет не летит, а едет. Кто-то пьёт успокоительное. Мы не раздаем эти средства специально, но в аптечке всегда есть валерьянка. Турбулентность вообще стала штатной ситуацией, особенно в последние годы, — из-за изменений климата. Во время турбулентности мы, кстати, не наливаем горячие напитки. Это запрещено.
— Почему?
— Велика опасность пролить, обжечься самому и обжечь пассажиров. Виноват будет бортпроводник. Старший бортпроводник во время рейса должен объявлять, что во время турбулентности мы не наливаем горячие напитки. Иногда даже горячее питание не раздаем: вдруг касалетка перевернётся (Касалетка — алюминиевый контейнер для еды на борту самолёта. — Прим. ред.), и горячая еда нанесёт ожоги.
— Может ли бортпроводник при первом взгляде на человека понять, будет он опасен или нет?
— Не могу сказать, что мы пристально рассматриваем каждого пассажира. Но с годами работы глаз уже намётан: мы выявляем тех людей, с которыми могут быть проблемы. Конечно, потенциального террориста сложно вычислить, но скандалистов, паникёров, подвыпивших — вполне реально. Посмотришь на поведение и думаешь: «Вот он может доставить хлопоты в полёте». Во время обучения нас тренируют пристально приглядываться к пассажирам.
Александра Барабанова