Крупное транспортное строительство, развернутое на городском участке железной дороги, обещает стать главной темой в жизни Реутова если не на годы, то на ближайшие месяцы. В самом деле, преобразования настолько велики, что неизбежно затронут жизнь не только обитателей микрорайонов, непосредственно прилегающих к железной дороге, но и практически всех остальных реутовчан. А между тем реализация столь значимого проекта ведется не то что небезупречно, а вообще граничит с беззаконием. Впрочем, обо всем по порядку.
ВСМ-2
Проект проходящей через Реутов высокоскоростной магистрали Москва – Казань – Екатеринбург (ВСМ-2) начал разрабатываться во исполнение президентского указа № 321 «О мерах по организации движения высокоскоростного транспорта в Российской Федерации» от 16 марта 2010 года. Протяжение ВСМ-2 по Московской области составит 85 километров, в том числе по территории Реутова – 2,95 километра. Трасса также пройдет через Балашиху, Железнодорожный, Ногинский район, Электросталь, Павлово-Посадский и Орехово-Зуевский районы. Два месяца назад, 17 сентября, в МКДЦ прошли общественные слушания, на которых ОАО «Скоростные магистрали» представило материалы ОВОС – оценки воздействия на окружающую среду. Были приняты требования властей города о строительстве дополнительных переходов, соединяющих северную и южную части Реутова, а также о проведении необходимых шумозащитных мероприятий.
Три новых подземных перехода
Помимо платного железнодорожного перехода, пользоваться которым могут только пассажиры железной дороги, на сегодняшний день в Реутове действует всего один пешеходный переход между северной и южной сторонами, расположенный под ТРЦ «Экватор». Альтернативы нет, и в часы пик переход плотно забивается людьми, спешащими на работу или домой. Реутовчане многократно обращались к властям с просьбами об устройстве дополнительных переходов, и такая возможность, наконец, появилась в связи со строительством ВСМ-2. Всего переходов будет пять: четыре бесплатных и один железнодорожный.
– Администрация выставила условия РЖД в связи с неоднократными обращениями жителей об устройстве дополнительных переходов, – рассказал Евгений Холиков, начальник городского Управления по архитектуре и градостроительству. – Если считать от Москвы, то первый переход будет на улице Комсомольской, там, где люди бегают через пути, из-за чего происходят несчастные случаи. Он пройдет с продлением от улицы Дзержинского, чтобы людям не нужно было переходить дорогу. Существующий переход под «Экватором» также будет продлен до северной стороны улицы Дзержинского, выходы будут возле ТРЦ «Карат», опять же чтобы не приходилось переходить дорогу. Третий переход с турникетами – железнодорожный. Он переносится ближе к Москве и будет недалеко от начала «Экватора». Люди будут заходить со стороны улицы Октября, покупать билеты в подземном переходе и выходить на платформу, такой же вход будет с северной стороны улицы Дзержинского. Четвертый переход будет там, где сейчас находятся железнодорожные кассы, по нашему требованию он будет продлен до автобусной станции на северной стороне улицы Дзержинского. Пятый переход на улицу Железнодорожную будет устроен на месте «народной тропы» в районе городского пруда – там, где заканчивается парк и начинается 9а микрорайон. Таким образом, из пяти переходов только один платный – для выхода на платформу. То есть город дополнительно получает три перехода. Все переходы уже проектируются и будут готовы ориентировочно в течение года.
Железнодорожная эстакада
Но устройством дополнительных переходов реконструкция, разумеется, не ограничивается. Пути высокоскоростной магистрали, которые пройдут по северной стороне железной дороги, не должны иметь пересечений с другими путями. Поэтому ветка на Балашиху будет пущена поверх – по эстакаде. Именно с этим, а также с прокладкой коммуникаций для ВСМ связаны вырубка деревьев и строительство, начатые в конце прошлого месяца в полосе отвода железной дороги на улице Октября. Работы привлекли внимание городских властей и были приостановлены, но уже на следующей неделе вновь продолжились – теперь за стационарным (тоже нарушение!) забором, но по-прежнему без необходимых разрешительных документов. На щите имеется «схема» строительства, на которой диспропорция видна даже невооруженным глазом.
– Эстакада строится в полосе отвода железной дороги, но в любом случае проект должен быть полностью представлен в администрацию города, – подчеркнул начальник городского Управления по архитектуре и градостроительству. – Но у меня есть только проект организации и конструктивная часть, а здесь должно быть 10 разделов, включая ОВОС. Разрешение на строительство и порубочная ведомость в администрацию не предъявлены, публичных слушаний не проводилось, результатов экспертизы у нас тоже нет.
Обязательное устройство экранов на всех уровнях как для скоростной магистрали, так и для железнодорожной ветки на Балашиху – таково требование городских властей. Будет ли этого достаточно для нейтрализации шума, производимого балашихинскими электричками, сказать пока невозможно – в отличие от ВСМ-2 по эстакаде городские архитекторы не видели ни ОВОС, ни экспертизы. И это тревожит жителей, которые уже забили тревогу и ведут собственное расследование. Материалы по строительству на железной дороге в Реутове и действия инициативной группы освещаются на сайте ЭкоРеутов.
Животрепещущие проблемы
Что же волнует жителей микрорайона 9а, интересы которых страдают в первую очередь? Помимо само собой разумеющихся норм строительства это следующие вопросы:
- каким образом будет осуществлена шумозащита от поездов надземного метро?
- каким образом будут компенсированы вырубленные деревья?
- эстетическая составляющая: железные заборы, железобетонные конструкции?
- как будет реализована стыковка наземного метро с подземным?
- какие меры будут предприняты для защиты населения от увеличенного пассажиропотока?
Как мы предполагаем, не на все из них имеются ответы. Вырубленные деревья будут компенсированы новыми насаждениями по окончании строительных работ – по крайней мере, такие требования выдвигают городские власти. Относительно легкого метро в городском управлении информации нет вообще, так что и говорить пока не о чем. Что же касается автомобильного сообщения, то такой проект имеется.
– В конце 10а микрорайона будет построена автомобильная эстакада с Носовихинского шоссе на улицу Транспортную, – сообщил Евгений Холиков. – Мы изучили вопрос о влиянии эстакады на транспортные потоки в городе. Чтобы не ездить через город и не затрагивать интересы жителей, принято решение сделать автомобильную эстакаду с Носовихинского шоссе, техническая зона улицы Транспортной это позволяет.
Наша борьба
Городские власти остановили строительство, но несмотря на это работы возобновились. В ОВД, прокуратуру, Госадмтехнадзор и руководству Горьковской железной дороги отправлены официальные письма (с ними можно ознакомиться на сайте Администрации). В итоге лесорубочный билет, выданный Федеральной службой лесного хозяйства РФ, все же был предъявлен – задним числом. Впрочем, легитимность билета вызвала сомнения у специалистов, и его проверит прокуратура.
Не сидят без дела и жители. Инициативная группа проясняет ситуацию на встречах с чиновниками, консультируется со специалистами. Люди не намерены сдаваться без боя. Уже прошло общее собрание жителей микрорайона 9а, на котором было решено создать НКО для защиты своих интересов. По каждому подъезду домов № 18, 20, 22/35, 24, 28, 30, 31, 33, 37, 39 и 41 назначены ответственные за сбор подписей и денег (средства пойдут на оплату юридических услуг).
– Жители настроены на борьбу, особенно те, чьи окна выходят на железную дорогу, – поделился с «ПроРеутовом» Николай Шмыткин, представитель инициативной группы жильцов микрорайона 9а. – Здесь проживают образованные инициативные люди, и они намерены добиться как минимум соблюдения всех мер безопасности. Мы планируем обратиться к депутату от нашего округа, уже собрали деньги на юриста и будем отстаивать свои интересы в арбитражном суде.
Подсчитали – прослезились?
А тем временем судьба самого федерального проекта уже не выглядит столь безоблачной. В первую неделю ноября вице-премьер РФ Игорь Шувалов объявил, что финансирование проекта ВСМ-2 из Фонда национального благосостояния отложено, а предназначавшиеся для магистрали 150 миллиардов рублей пойдут на другие проекты. Буквально на днях стало известно, что РЖД все-таки добились включения проекта в бюджет и инвестиционную программу, правда, без указания окончательной суммы затрат. В настоящее время по решению правительства проводится дополнительная экспертиза, по результатам которой судьба ВСМ-2 и будет окончательно решена – в I квартале будущего года. А тем временем «Мостотряд-47» продолжает валить в Реутове деревья и рыть землю, прячась за стационарным забором. И происходящее в Реутове все больше напоминает один из классических сюжетов о Диком Западе: злая компания строит железную дорогу, сгоняя жителей с земель и затыкая рты недовольным при помощи наемных головорезов. Но если в вестернах всех спасает непобедимый герой-одиночка, то реутовчане готовы сообща противостоять произволу, отстаивая свои права и свой город.
РЖД вступает в диалог (дополнение к материалу)
Когда номер газеты «ПроРеутов» уже находился в печати, события вокруг строительства на реутовском участке железной дороги получили дальнейшее развитие. В 19.00 в среду 20 ноября в городском управлении по архитектуре и строительству прошла встреча представителей городских властей и инициативной группы жителей домов микрорайона 9а с представителями генподрядчика строительства — «РЖДстрой». Разговор получился жестким, но на большинство вопросов гости нашего города не смогли ответить удовлетворительно. Дело в том, что на встрече не присутствовали специалисты, которых, пожалуй, ждали больше всего — проектировщики. Подводя итоги совместного совещания, заместитель руководителя администрации Владимир Покамин потребовал проведения новой встречи уже на будущей неделе и обязательно с участием проектировщиков. Он проинформировал, что предъявленный порубочный талон является заведомо недействительным, о чем уже знает прокуратура, решающая вопрос о возбуждении уголовного дела. Были сформулированы и другие требования, среди которых, — восстановление зеленой зоны после завершения работ, установка информационного щита с полной информацией о проводящихся работах и контактами для получения информации. Такой щит должен появиться на внешней стороне стационарного забора, загораживающего место проведения работ со стороны улицы Октября, в течение недели. Таким образом, в глухой завесе тайны, окружающей строительство железнодорожной эстакады на Балашиху и связанные с этим вопросы, понемногу начинают появляться информационные прорехи.
Совещание закончилось, но люди не спешили расходиться. Корреспондент «ПроРеутов» обратился к членам инициативной группы с вопросом, что нового узнали они в результате совещания.
— Сегодня мы узнали, что появится еще один путь. Это означает, что железная дорога приблизится к нашим домам еще ближе. У нас есть претензии к РЖД из-за отсутствия официальной информации. Проект несогласован, нет зеленой зоны, — кратко подытожила от лица жильцов Рузанна Акопян.
Такова на ситуация на сегодняшний день. Но точку в этой истории ставить пока рано — ведь, как это прозвучало на проведенной встрече, проект железнодорожной эстакады еще даже не подан на экспертизу…
Видеосюжет РТВ можно посмотреть здесь.
О следующей встрече жителей микрорайона 9а и властей города с представителями РЖД можно прочитать здесь.