Количество машин на дорогах увеличивается день ото дня, растет и число аварий. Чаще всего причиной этого становится плохая подготовка водителей, которые, грубо говоря, свои водительские удостоверения попросту «покупают», и это ни для кого не секрет.
Но с этого года процесс получения прав значительно усложнился. Правительство приняло решение разделить процедуру получения водительских прав на два этапа: экзамен у кандидата в водители инструктор по вождению будет принимать дважды. С одной стороны, такие нововведения должны повысить качественный уровень вождения на дорогах России в самых различных условиях. С другой — процесс получения прав усложняется, что может прямо пропорционально повлиять на рост коррупции.
К чему приведут итоги этой реформы, увидим позже. Будем надеяться, станет лучше, а не только дороже.
За руль — в два этапа
Уже с осени 2013 года на территории Российской Федерации запретили сдавать экзамены на получение водительского удостоверения, если кандидат не учился в автошколе. Ранее, напомним, можно было подготовиться дома. Теперь установили требования даже к экзаменаторам: работники ГИБДД, которые принимают экзамены, должны быть старше 25 лет и иметь высшее образование. Повторим: процесс подготовки будущего водителя разделился на две части. На первом этапе автоинструктор преподает теоретический материал и проверяет навыки управления машиной. После этого в ГАИ подается определенный пакет документов, у претендента принимается экзамен и выдается направление на обучение в автошколе. После того как будущий водитель обучится вождению на дорогах общего пользования, он получает сертификат об окончании автошколы и снова приходит в ГИБДД — для сдачи последнего экзамена. И только после этого он сможет получить водительские права.
Таким образом, ученик сдает два экзамена: первый — на получение доступа к общественным дорогам, а второй — непосредственно на права.
Скажем сразу: на количестве желающих получить права это новшество пока не отразилось. Как сообщили нам в одной из реутовских автошкол, рассчитывать, что желающих сесть за руль станет меньше, не приходится. Автомобиль по-прежнему остается символом благополучия, даже если куплен в кредит. А вот станет ли меньше нарушителей ПДД, зависит совсем от другого: от самого водителя, его дисциплинированности, а не только от того, достаточно ли хорошо он изучил теорию и практику вождения.
Слепота не помеха
Впервые ограничения на получение прав по здоровью систематизированы по трем категориям. Управлять автомобилем теперь смогут те, кто сегодня на это права не имеет.
Проект постановления правительства РФ с перечнем «медицинских противопоказаний, показаний и ограничений к управлению транспортными средствами» разработан после поручения премьера Дмитрия Медведева ужесточить контроль над здоровьем водителей.
В нем упомянуты три перечня заболеваний. Первый — медицинские противопоказания, при которых запрещено управлять любыми видами транспортных средств: шизофрения, умственная отсталость, расстройства поведения, вызванные употреблением наркотиков и алкоголя, эпилепсия и слепота обоих глаз. При этом психические расстройства и алкоголизм могут быть выявлены только в «специализированных государственных учреждениях». Справку оттуда следует предъявить в медкомиссии.
Второй список содержит «показания к управлению транспортными средствами» (для инвалидов). В частности, при параличе нижних конечностей или их ампутации гражданину разрешат водить машину с ручным управлением педалями.
Если в машине установлена автоматическая коробка передач, ездить разрешат человеку без кисти или нескольких пальцев. А если же в машине установлена акустическая парковочная система, то управлять таким автомобилем сможет человек даже со слепотой одного глаза.
Третий перечень — противопоказания для управления конкретными видами транспортных средств.
Эксперты говорят, что условия допуска к вождению станут менее жесткими. Так, сегодня водить легковые автомобили не имеют права граждане с монохромазией (не различающие цвета), глаукомой, глухотой на одно ухо. Мотоциклами запрещено управлять людям с ишемической болезнью сердца, астмой. В новом списке этих ограничений уже нет.
Но в то же время противопоказания сохраняются для профессиональных водителей, управляющих автобусами, грузовиками, большегрузами.
На фактический контроль над состоянием здоровья водителей нововведения, вероятнее всего, не повлияют. А если водитель не нарушает ПДД, то предъявлять документ он должен лишь раз в десять лет — при замене водительского удостоверения.
Отметим, что представленная на общественное обсуждение редакция документа не окончательная. По результатам общественного обсуждения, в том числе с профессиональным сообществом, после рассмотрения перечней другими профильными ведомствами, в проект документа могут быть внесены изменения. Этими перечнями медработники будут руководствоваться при проведении медосвидетельствования водителей при замене водительского удостоверения, а также граждан, получающих права впервые.
Что ждет в ГАИ
Если вы закончили обучение в организации, имеющей лицензию на подготовку водителей, успешно сдали внутренний экзамен, то впереди — экзамен ГИБДД. Для допуска на экзамен потребуются следующие документы: заявление на специальном бланке, гражданский паспорт, действующая медицинская справка установленного образца, документ о прохождении курса обучения, квитанция об уплате государственной пошлины за получение водительских прав (400 рублей).
Госпошлина за проведение теоретического и практического экзамена не взимается. Обычно автошколы сами собирают и сдают в ГИБДД пакет документов для своих клиентов.
Испытания в ГИБДД проводятся в три этапа: теоретический экзамен, площадка ГАИ, вождение по городу. Теоретическая часть экзамена ГИБДД проводится в специализированных компьютерных классах, испытуемому необходимо ответить на двадцать вопросов, при этом допустимы не более двух ошибок. Современные экзаменационные классы технически исключают возможность для инспектора ГИБДД повлиять на результат экзамена.
Далее — площадка. Эта часть экзамена подразумевает трогание в подъем, параллельную парковку и разворот в три приема. Третий, он же завершающий, этап — езда по городу. В машину к инспектору садятся три-четыре человека из числа претендентов на права и по очереди ведут машину по указанному инспектором маршруту. Инспектор отмечает в экзаменационной карточке совершенные нарушения ПДД. За мелкие нарушения начисляется один минусовой балл, за грубые — несколько. Если вы набираете не более пяти штрафных баллов, экзамен ГИБДД считается сданным.
А как «у них»?
В соседней Финляндии процесс получения прав занимает несколько лет. Людей учат управлять машиной на льду и в снегопад, да и категорий транспортных средств, если не ошибаюсь, шестнадцать: AM, A1, A2, A, B, BE, T, LT, C1, C1E, C, CE, D1, D1E, D и DE.
С 15 лет можно водить мопеды (скорость до 45 км/час) — это права категории АМ. С этого же возраста можно управлять и сельскохозяйственными и лесными тракторами (права категории Т).
С 16 лет разрешается водить легкие мотоциклы (права категории А1). При достижении 18 и более лет категория прав постепенно увеличивается до А2 и А соответственно. А вот права на вождение автомобиля (максимальная масса до 3,5 т, перевозка до 8 человек) можно получить только по достижении 18-летия. При этом поступить в автошколу можно и в неполные 18 лет, но при условии, что к моменту окончания слушатель достигнет этого возраста.
К обучению управлять автомобилем финны относятся серьезно. Именно поэтому водители-новички в Финляндии достаточно уверенно чувствуют себя за рулем, а не являются непредсказуемой опасностью для остальных участников дорожного движения, как у нас. При обучении начинающего водителя в Финляндии особое внимание уделяется тому, чтобы обучаемый не только приобрел навыки вождения, но и в полной мере осознал ответственность перед другими участниками дорожного движения, затвердил назубок правила безопасности и экологические нормы.
Там перед обучением сначала надо пойти в полицию по месту жительства и подать заявление с медсправкой и двумя фотографиями. Полиция проверит информацию, после чего выдаст разрешение на водительское удостоверение (срок действия такого разрешения — один год).
С января 2013 года требования к обучению ужесточились. Увеличилось количество часов практического вождения в автошколах, появились занятия, на которых дорожные ситуации отрабатывают в группах, и добавилась еще одна стадия обучения. Все эти меры направлены на непрерывное повышение безопасности на дорогах. Однако они весьма сильно повлияли на и так немаленькую стоимость курса в автошколах Финляндии. Стоимость обучения на категорию B после этого стала колебаться в пределах 1,8-2,1 тысячи евро, а в некоторых автошколах достигла 2,4-2,6 тысячи евро за все этапы.
Сейчас обучение идет в три этапа. После сдачи экзамена первого, промежуточного, этапа (получасовой экзамен на компьютере и практическое вождение) выдают сначала временное водительское удостоверение (на два года). Если начинающий водитель дважды в течение года либо трижды в течение двух лет будет обвинен в нарушении ПДД, то ему вынесут запрет на управление транспортным средством. При наличии таких нарушений следующее водительское удостоверение также будет временным.
После того как водитель получил временные права, в срок от полугода до двух лет он должен пройти второй и третий этапы обучения, которые опять же включают в себя не только теорию, но и улучшение навыков практического вождения, которое делится на «летнее» и «зимнее». И только после этого выдаются постоянные права.
Историческая справка
Самое первое в мире водительское удостоверение было выдано 1 августа 1888 года изобретателю автомобиля Карлу Бенцу. Этот документ помогал ему защищаться от горожан, которые возмущались шумом и дымом, производимыми его трехколесным Motorwagen.
В нашей стране права начали выдавать в Санкт-Петербурге в 1900 году, далее — в Москве и других городах, причем форма документа везде была разной.
В СССР с 1930-х по 1970-е годы существовали три типа удостоверения: для вождения автомобиля, мотоцикла и права шофера-любителя, которые не давали права работать по найму.
С 2000 года все водительские права старше десяти лет признаются вне закона.
В 1936 году выдача водительских удостоверений была поручена Госавтоинспекции, и образец прав стал единым для всей страны. Правила дорожного движения появились намного позже, лишь в 1961 году, после ратификации документа Женевской конвенцией о дорожном движении. После этого в СССР начали выдавать «права», где перечислялись пять всем известных категорий.
Национальные права были приведены в соответствие с международными нормами лишь в 1970-е, после того как СССР присоединился к Венской конвенции (1968 год).
Современные российские права практически не отличаются от советских образца 1970-х годов. Фамилия и имя повторяются латиницей, появилось обозначение RUS.
Национальные водительские удостоверения и сегодня выдаются на десять лет.
В СССР водителям, которые никогда не нарушали ПДД, выдавали «талоны чести».
Сравнительно недавно появились «права нового образца», вместо прежних пяти категорий стало шестнадцать.
Статистика
За первый квартал 2014 года на российских дорогах в ДТП погибли более 4,6 тысячи человек, а еще 50 тысяч получили серьезные травмы. Несмотря на реализацию дорогостоящей госпрограммы по снижению аварийности, в этом году показатель не только не снижается, но и снова растет. Эксперты называют действия, предпринимаемые ГИБДД, неэффективными и считают, что для улучшения ситуации необходимо кардинально менять подход к проблеме.
По данным ГИБДД, за январь — март 2014 года в России произошло 35 120 тяжких ДТП, что на 3,9% превышает цифру аналогичного периода прошлого года. Число погибших в этих авариях составило 4632 человека, еще 44 795 серьезно пострадали. Оба показателя заметно выросли в сравнении с прошлым годом: на 6,3% увеличилось количество погибших, на 2,4% — число пострадавших в ДТП.
Наиболее частой причиной автомобильных аварий в России по-прежнему остается нарушение водителями правил дорожного движения — 86,7% ДТП происходят именно по этой причине.
В Москве общее число серьезных ДТП выросло и составило 2329 — это на 6,2% выше, чем год назад. Более того, на 4,3% в столице увеличилось количество раненых и на 6% — погибших.
В Подмосковье статистика еще более удручающая: за январь — март на дорогах погибло на 17,6% больше, на 7,4% возросло число людей, получивших травмы.
Где пройти обучение в Реутове
Автошкола «Восток-Ралли»
ул. Гагарина, 2;
(926) 526-1060, (903) 792-0887
РОСТО (ДОСААФ)
ул. Некрасова, 10;
(495) 528-0586, (495) 528-2470
Автошкола «Фортуна»
ул. Ленина, 1а, ТЦ «Карат», 4-й этаж, офис 409;
(495) 799-3307, (916) 584-2044
Автошкола «Форсаж»
ул. Парковая, владение 4 (здание ТД «Рассвет»); ул. Гагарина, 17Б (здание МАОУ «Гимназия»); ул. Ленина, 1А
(495) 662-0340, (915) 332-5335
АНО «Реутовская автошкола»
ул. Победы, 9 (напротив администрации);
(495) 542-8489, (498) 661-5561 (доб. 221)
АНО ДПО «Реутовская автошкола высшего водительского мастерства»
2-й км МКАД, внешняя сторона — ТЦ «Рио», 2-й этаж;
(495) 664-3738, (925) 664-3738