Центру социального обслуживания «Клён» в октябре этого года исполняется 20 лет. Информация о дате открытия центра значится в летописи Реутова — знакомой многим исторической книге Евгения Сергеева. А ещё в «Клёне» сейчас — новое руководство. Одним словом, поводов заглянуть в учреждение у «ПроРеутова» было сразу несколько, что мы и сделали, намереваясь рассказать нашим читателям об изменениях в жизни старого-нового «Клёна».
Сразу расставим все точки над i, заглянув в исторический очерк: в далёком 1994 году в нашем городе, в доме № 5 по улице Головашкина, на площади одной из квартир открылось отделение дневного пребывания для реутовских инвалидов и пенсионеров — под тем же симпатичным названием, к которому все реутовчане за долгие годы уже привыкли. Тот, первый и, без преувеличения, маленький «Клён» стал центром организации досуга и духовной реабилитации пенсионеров. Чуть позже он приобрёл статус муниципального учреждения и начал предоставлять более широкий спектр услуг. Спустя какое-то время получил собственное отдельное здание на Лесной улице, а к сегодняшнему дню из муниципального стал межмуниципальным учреждением, обслуживающим пенсионеров и инвалидов Реутова, Бала-шихи и Железнодорожного.
В этом году в «Клён» в связи с реорганизацией центра пришло новое руководство. Но, как выяснил корреспондент «ПроРеутова» в разговоре с теперешним директором межмуниципального центра соцобслуживания Сергеем Москвиным, на самом деле в реутовском «Клёне» многое осталось по-прежнему. Работает центр временного пребывания «Милосердие», куда приезжают отдыхать на несколько недель, а то и месяцев пожилые люди со всего Подмосковья, действуют также службы помощи пожилым людям и инвалидам на дому и отделение срочного социального обслуживания людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Продолжает работать и полюбившийся за многие годы реутовчанам центр дневного пребывания, в котором всегда есть чем заняться. По-прежнему есть в «Клёне» появившаяся в прошлом году дополнительная услуга — «Социальное такси». Оно в отличие от такси обычного приспособлено для перевозки инвалидов-колясочников. И, как и раньше, приходят выступать в «Клён» с небольшими концертами реутовские школьники.
На этот раз в День пожилого человека, который, напомним, отмечается 1 октября, пенсионеров, отдыхающих в «Клёне», поздравили учащиеся 4-го «А» класса из шестой школы. Интересно, что концертные номера ребята готовят не только с помощью классного руководителя — Галины Джурабаевой, но и самостоятельно.
– Мы уже в четвёртый раз приходим сюда со своими концертами, — рассказала Галина Алексеевна. — Песни с ребятами вместе разучиваем, а вот стихи они сами подбирают и танцы сами придумывают. Это для них в радость, а ещё это очень хороший и действенный воспитательный момент, когда идёт живое общение с людьми старшего поколения.
Отметим, что бабушкам и дедушкам выступление ребят очень понравилось, а те из них, что видели первые концерты школьников ещё в прошлом году, заметили, что уровень мастерства юных артистов значительно вырос.
На вопросы о том, что изменилось в работе «Клёна», его завсегдатаи отвечают, что многое в работе и обстановке центра осталось прежним. Однако появились и новые лица и новые занятия, например, с психологом Любовью Светловой из Балашихинского ЦСО.
По её словам, всем на пользу, когда работники ещё недавно отдельных учреждений начинают вместе работать и обмениваться опытом. К ранее имевшимся занятиям по лечебной физкультуре, творческим мастерским и музыкальным часам теперь добавился еще и психолог. При этом численность штата учреждения оптимизирована, но за счёт сокращения административного персонала, а вот рядовым соцработникам в ходе такой оптимизации удалось увеличить зарплату.
Как рассказал Сергей Москвин, появились и совершенно новые услуги. Например, доставка на дом горячих обедов. Эта услуга охватывает подопечных из трёх муниципальных образований. Для них же открыта секция скандинавской ходьбы, а в Реутове начинают продвигать создание ретро-кинотеатра для горожан старшего поколения. Помимо этого, как заверил нас Сергей Анатольевич, не оставлена и идея создания так называемого Университета третьего возраста. В нашем «Клёне» планируют создать компьютерный класс для обучения пенсионеров компьютерной грамоте. А ещё — присматриваются к положительному опыту соседей. Так, специалисты межмуниципального центра соцобслуживания в Балашихе начали использовать планшеты со специальными программами, через которые соцработник может отчитаться и перед руководством, и перед подопечными, а также выйти в Интернет и, скажем, оперативно проверить наличие в аптеках лекарств или по просьбе пенсионера оплатить «коммуналку». Со временем такими планшетами попробуют вооружать и соцработников в Реутове.
На расспросы «ПроРеутова» о стоимости отдыха, обслуживания на дому и прочих услуг Сергей Москвин пояснил, что вообще-то услуги ЦСО, как и во многих сегодняшних госучреждениях, делятся на две категории: первые — из гарантированного перечня, вторые — дополнительные платные услуги.
— Да, платные услуги тоже есть. Но мы все же структура, созданная для социального обслуживания людей, а не для зарабатывания денег, — заметил директор центра «Клён». — Все прекрасно понимают, что пенсионеры и инвалиды — это самая неплатёжеспособная и незащищённая категория населения, поэтому многие гарантированные услуги мы, как и раньше, оказываем льготным категориям либо бесплатно, либо с минимальной оплатой в размере 10-20 процентов от полной стоимости. Опять же всё зависит от финансового положения человека.
А вот что касается дополнительных услуг, то тут расценки уже выше, рассказал нам Москвин. Ведь одно дело, если соцработник приносит ветерану продукты из магазина несколько раз в неделю, и совсем другое, когда его просят сделать ремонт в квартире или отправляют за продуктами по пять раз на день… Нормы гарантированного обслуживания обычно прописаны в соответствующих нормативах: что, как, когда и в каком объёме. Всё, что сверх этого, — дополнительная услуга за отдельные деньги.
Впрочем, и здесь возможны варианты. Ведь есть ещё и люди, попавшие в тяжёлую жизненную ситуацию. Решение о помощи им обычно выносится совместно с Управлением социальной защиты населения города. Одним словом, социальное обслуживание, особенно касающееся пожилых людей, — наука тонкая, и обо всех нюансах в небольшой статье не расскажешь. Отталкиваться нужно от конкретной истории, конкретного человека.
Если же говорить в общих чертах, то мы зашли на сайт Министерства социальной защиты населения МО и нашли там соответствующие регламенты по предоставлению услуг соцобслуживания и на дому, и в стационарных учреждениях. Но можно и не копаться на сайте, а напрямую позвонить в ЦСО «Клён». Номера телефонов те же, что и раньше: 8 (495) 528-04-40, 528-86-58 и 528-51-10.
Кстати, на вопрос, а надо ли реутовским пенсионерам ехать в Балашиху, чтобы попасть на смену в «Клён», Сер-гей Анатольевич заметил, что делать это вовсе не обязательно, достаточно прийти в само учреждение — в дом 8а на Лесной улице, где объяснят, какой нужен пакет документов для этого (как правило, в него входят справка о доходах, медсправка, заявление, заключение комиссии Управления социальной защиты и еще несколько необходимых бумаг).
Многие пугаются перспективы долгой беготни по кабинетам, но можно обойтись и без таких трудностей: соцработники «Клёна», если пожилому человеку трудно самостоятельно проходить все инстанции, сами могут собрать и оформить справки, за исключением врачебных. Такая услуга тоже сейчас официально предоставляется.
В ответ на наш последний вопрос — по поводу 20-летия «Клёна» — Сергей Москвин честно признался, что о юбилее узнал от нас. Заметим, что даже старые работники учреждения ведут отсчёт истории центра по-разному. Одни начальную историю «Клёна» в доме на улице Головашкина и вовсе не засчитывают. Другие ведут летосчисление центра не с фактического открытия, а с момента подписания распоряжения главы администрации Реутова от 02.10.95 № 897 о придании «Клёну» официального статуса, а третьи считают, что новая история ЦСО уже в нынешнем отдельном здании на Лесной улице — как раз главная страница его трудовых хроник. Одним словом, версий, когда всё-таки юбилей у «Клёна», может быть несколько, но нам почему-то больше понравилась самая первая. Кстати, Сергей Москвин заметил, что теперь и администрация межмуниципального центра подумает над тем, как отметить в «Клёне» круглую дату. До конца года времени еще предостаточно, а праздников, как известно, много не бывает.