В Музейно-выставочном центре Реутова откроется новая постоянная экспозиция «Купеческая гостиная». Она посвящена династии купцов-фабрикантов Мазуриных, под чьим началом Реутово за несколько десятилетий XIX века из небольшого сельца превратилось в фабричный посёлок.
Эти полуторавековой давности страницы реутовской истории до недавнего времени были заполнены лишь частично. Однако за последние несколько лет работники музея и члены городского объединения краеведов совершили много открытий, исследуя историю семьи основателей первого градообразующего предприятия – Реутовской хлопкопрядильной мануфактуры.
Как рассказала директор МВЦ Антонина Кошкина, идея воссоздания купеческой гостиной родилась три года назад после поездки руководителя городского объединения краеведов Натальи Малыновой и заведующей по основной деятельности МВЦ Тамары Шеременды в Коломну, где они заглянули в музей забытого вкуса «Коломенская пастила». Там смогли восстановить обстановку старинного купеческого быта: с историей производства популярного в России лакомства знакомят в аутентичной атмосфере, к чаепитию с дегустацией пастилы гостей музея приглашает купчиха. Формат таких экскурсий похож на своеобразное путешествие во времени. Обо всём этом Малынова и Шеременда рассказали в Музейно-выставочном центре Реутова, предложив коллегам попробовать сделать в том же ключе нечто своё, связанное с историей нашего города.
Эту идею все поддержали и включились в большую работу. Чем дальше продвигалось дело, тем интереснее становилось: удача сопутствовала создателям экспозиции буквально во всём – от находки новых исторических фактов биографий купцов Мазуриных до появления чудесным образом уникальных предметов позапрошлого века, которые в итоге заняли своё место в гостиной.
Изучая историю семьи основателей реутовской фабрики, Наталья Малынова вместе со школьниками побывала в ряде московских музеев и архивов. Отсюда появились сюжеты о родстве представителей династии Мазуриных с семьями известнейших в мире культуры и российского меценатства фамилий – Третьяковыми, Бахрушиными, Боткиными, Алексеевыми, Рябушинскими. В детали этого родства здесь вдаваться не будем, о них подробно расскажут работники Музейно-выставочного центра на обзорной экскурсии в городском музее.
На портретах в гостиной – родители основателя реутовской мануфактуры Сергея Мазурина, который в 1843 году приобрёл основанную в 1824 году бумагопрядильную фабрику в подмосковном селе Реутово. Его отец, Алексей Мазурин, три года состоял в должности градоначальника Москвы, а мать, Анна Фёдоровна, была незаконнорожденной дочерью графа Шереметева. Сам же Сергей Алексеевич женился на дочери купца первой гильдии Владимира Третьякова – Елизавете.
Одна из семерых детей Сергея Мазурина – Елизавета-младшая вышла замуж за представителя уже другой ветви рода Третьяковых – Сергея Михайловича Третьякова, который вместе с братом Павлом основал всемирно известную Третьяковскую галерею. Неудивительно, что среди их друзей-современников были известные художники. Так вот большинство портретов представителей разных поколений семьи Мазуриных нашлись в столичном музее известного живописца Василия Тропинина и художников его времени. В работе над экспозицией купеческой гостиной они сослужили большую службу, как и старинные фотографии.
Напомним, Алексей Мазурин – сын основателя реутовской мануфактуры в начале 1880-х увлёкся фотографией. Начиная с 1889 года он становится участником фотографических выставок в России и за её пределами. Работы Мазурина хранятся сейчас в частных коллекциях и в Московском доме фотографии, где Наталья Малынова обнаружила и получила копию редкого снимка, на котором Алексей Сергеевич с сыном запечатлены в домашнем интерьере. Эта фотография и стала той «печкой», от которой «начали плясать» работники музея, подбирая экспонаты для купеческой гостиной Мазуриных. По прекрасным эскизам обстановки купеческой комнаты, которые на основе старых фотографий и других архивных находок сделал научный сотрудник МВЦ Сергей Некрасов, стали искать и заказывать подходящие вещи.
Как говорит хранитель краеведческого музея Татьяна Монетчикова, новодела в окончательной экспозиции очень мало: манекен, купеческое платье – реплика под старину, репродукции портретов, фотобаннер с изображением детей на фоне фабрики, занавески на окнах. Кстати, и фотобаннер, и старинные фотографии помог восстановить и обработать фотограф нашей газеты Алексей Оводов.
Остальные предметы в интерьере купеческой гостиной – аутентичные, или, проще говоря, подлинные, почти все они созданы в ХIХ веке. Даже крестильные рубашки на кукле-младенце в старинной коляске – из той эпохи. А самым первым экспонатом гостиной стал старинный игровой столик на резных ножках, с обшитым красным сукном выдвижным игровым полем. Чуть позже коллекцию пополнило антикварное трюмо середины ХIХ века с вращающимся зеркалом, почти такое же, как на одной из старинных фотографий Алексея Мазурина. Его Татьяна Монетчикова случайно увидела в гостях у своей подруги, и – о чудо! – та согласилась передать редкий предмет мебели в дар реутовскому музею, прибавив к нему старинные часы.
Ещё несколько вещей, подходящих для оформления комнаты купцов-фабрикантов, найдены в фондовом хранилище самого музея, что-то принесли из семейных сокровищниц жители города, а за чем-то пришлось охотиться в Интернете. Тут тоже музейным энтузиастам сопутствовала удача: так, пианино берлинской фабрики с клавишами слоновой кости, созданное в далёком 1870 году, приобрели через «Авито» совсем за бесценок: инструмент продавали за 5000 рублей с условием, чтобы забрали самовывозом.
Таким же счастливым образом нашли уникальную старинную детскую коляску позапрошлого века. А вот чего не нашли, но продолжают искать, так это старинные зонтики, веера, подсвечник и канделябры, флаконы из-под духов, посуду XIX века, которая могла бы занять место в старинном буфете.
Отдельную благодарность за помощь в обновлении старинного гарнитура со стульями сотрудники МВЦ просят передать музыканту Андрею Мореву.
Вот так купеческая гостиная и приобрела практически законченный вид. Её создатели сейчас прорабатывают тематические экскурсии, посвящённые роду Мазуриных. Однако в отличие от Музея коломенской пастилы в Реутове пока никаких чаепитий среди антикварных экспонатов не предусмотрено. Для организации таких погружений в историю нашему музею нужны дополнительные, более просторные помещения.
Необходимы они и для следующей постоянной экспозиции в краеведческом музее. Следует отметить, что только за последние три года в краеведческом музее города полностью обновлены уже четыре тематические экспозиции: первая посвящена истории пустоши Реутово, первое упоминание которой относят к XVI веку; вторая рассказывает о Реутове в годы Великой Отечественной войны; третья – об истории нынешнего градообразующего предприятия «НПО машиностроения» и четвёртая – о купцах-фабрикантах Мазуриных. Начата работа и над следующей экспозицией – о реутовской фабрике. Уже подобраны исторический материал и множество экспонатов, однако оформить их в постоянную, а не временную выставку пока, к сожалению, негде.
Открытие новой постоянной экспозиции «Купеческая гостиная» состоится 6 марта в 16 часов.