75-й годовщине освобождения Белоруссии и 100-летию разведчика из Крутиц Сергея Гаврилина посвящается
(Продолжение, см. «ПроРеутов», № 15 от 18 апреля 2019 года)
В поиске
Глубокое впечатление на меня произвело личное знакомство с авторами книги о разведчиках 348-го стрелкового полка 51-й стрелковой Витебской Краснознамённой ордена Суворова дивизии, супругами Владимиром Николаевичем Алексеевым и Надеждой Георгиевной Шубиной, дочерью Георгия Георгиевича Шубина — командира взвода пешей разведки, в котором воевал Сергей Гаврилин. В мае 2018 года мы посетили Витебскую область и прошли по местам сражений разведчиков-шубинцев, освобождавших Белоруссию в 1944 году. Козьяны, Хобня-2, Стариновичи, Савченки, Шуньки, Бочканы, Мазуры, Волотовки, Павловка, Барсуки, Городешное, Залесье, Заоболь, Гребенцы, Мишневичи, Шумилино, Витебск, Полоцк, Браслов, Зарачье, Карасино — легендарные города и посёлки, сожжённые, исчезнувшие и сохранившиеся хутора и деревни, знакомые по книгам, картам, схемам, документам, я увидел своими глазами. Это всё дорогого стоит!
Алексеев В.Н., Киреева Н.И., Шубина Н.Г., Тулин А.В., Буданов А.А., Буданов А.Г. (слева направо). г. Полоцк. Май 2018 года
К сожалению, кроме упоминания фамилии Гаврилина в одной статье о боевых подвигах, мужестве, смелости и безраздельной преданности Родине разведчиков-шубинцев, которая вышла в фронтовой газете «В бой за Родину» 5 апреля 1944 года и сохранилась в семейном архиве Надежды Шубиной, другой дополнительной информации о моём земляке на тот период найти не удалось. Были также просмотрены несколько групповых фотографий разведчиков, но нигде не указано, кто из них Гаврилин.
Поскольку информация о Сергее Николаевиче Гаврилине обрывалась в августе 1944 года (25 августа состоялся приказ о награждении орденом Славы II степени), с какой-то долей вероятности можно было предположить его гибель на территории Прибалтики или Германии, где воевали разведчики-шубинцы после освобождения Белоруссии.
В обобщённом банке данных Министерства обороны «Мемориал» нашлась следующая информация: Сергей Гаврилин, 1919 года рождения, в 1945 году захоронен на территории ФРГ, в Тюрингии, на советском кладбище в городе Веймар, Парк Гёте. На одном из форумов в Интернете обнаружилась даже фотография памятника с именем Сергея Гаврилина, но сомнения: «А мой ли это Гаврилин?» — не давали покоя.
Памятник воинам на территории ФРГ в Тюрингии на советском кладбище в г. Веймар, Парк Гёте
И лишь Мария Михайловна Гаврилина, о героическом подвиге брата которой я рассказал в ноябре 2016 года в очерке «Родом из Крутиц. Часть пятая. Шагнули в бессмертие», дала мне надежду на то, что Сергей Гаврилин остался жив. Она вспоминала, что встретила его в Крутицах, когда война, по её словам, уже закончилась. Правда, многое в этом рассказе вызывало у меня сомнения и вопросы. Мария Михайловна могла видеть Сергея за год до окончания войны, когда тот приехал в родную деревню в краткосрочный отпуск. К тому же выходило, что он жил в Крутицах в доме № 65. Дом этот я хорошо знал, бывал в нём не раз — здесь жил мой самый близкий и самый надёжный друг детства Толя Гаврилин, Гаврик. Его уже давно нет в живых, он трагически погиб в 45 лет в 1992 году. Конечно, я знал его родителей — дядю Колю и тетю Марусю, старшего брата Женю, помнил бабушку Грушу, но ничего не слышал от них о Сергее Гаврилине. Ещё Мария Михайловна говорила, что у Сергея Гаврилина была сестра Ольга, о которой мне тоже ничего не было известно. Не знала о существовании своих родственников с именами Сергей и Ольга и дочь моего друга детства Елена. Правда, это легко объяснялось её возрастом.
Ольга Гаврилина
Зацепкой к успеху в поиске стал не номер дома, а ключевое слово, которое в одном разговоре обронила Мария Михайловна — «садовники». Казалось бы, ну и что: садовниками можно было считать большинство жителей Крутиц, где тут ключик к отгадке? А подсказал его Яков Александрович Родин, с которым мы познакомились в реутовском объединении краеведов. Задолго до нашего личного знакомства, ещё в 2006 году в газете «Реут» я прочитал его замечательный очерк о Южном Реутове «И ни с кем тебя не спутать», в котором был его рассказ о садовниках Фроловых, живших на улице Сталина (Железнодорожной). Дорога от станции Реутово к моему родному крутицкому дому № 55 лежала мимо прекрасного фроловского сада, у которого многие, в том числе и я, в восхищении задерживали свой шаг. Родин, живший неподалёку на Московской улице и хорошо знавший семьи братьев Фроловых, сообщил, что жену одного из братьев звали Ольга. Имела ли она какое-то отношение к Крутицам и к Гаврилиным, Яков Александрович не знал, но помог найти дочь Ольги Людмилу Дмитриевну Гусеву (Фролову). Её мать Ольга Николаевна Фролова в девичестве носила фамилию Гаврилина и родилась в Крутицах. До замужества в 1937 году она жила в доме № 65. Как выяснилось, Сергей Николаевич Гаврилин — родной брат Ольги.
С этого момента при общении с Людмилой Дмитриевной постепенно стали открываться и другие факты биографии моего земляка Сергея Гаврилина.
Детство, юность, война
Жизнь и судьба разведчика Сергея Гаврилина не только в годы войны, но и в мирное время наконец-то стали обрастать подробностями, о которых рассказала его племянница Людмила Гусева — дочь сестры Сергея Николаевича Ольги.
Родился Сергей Гаврилин 1 сентября 1919 года в многодетной крестьянской семье в деревне Крутицы вблизи фабричного поселка Реутово. В 1934 году окончил 7 классов реутовской школы № 1. К тому времени фабричный поселок был преобразован в рабочий, а школа оставалась по-прежнему семилетней. Первый выпуск десятого класса в Реутове состоялся только в 1938 году, поэтому после семилетки Сергей Гаврилин продолжил учёбу в Москве.
Рабочий поселок Реутово. Школа No1. 1934 год. Сергей Гаврилин в верхнем ряду крайний справа
Окончив 10 классов и получив полное среднее образование, он был принят на работу в Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ). Это учреждение располагалось в Сталинском районе Москвы, в Лефортово на Авиамоторной улице.
В конце 1930-х годов близкие друзья детства и юности Сергея, которых можно увидеть на школьной фотографии, были призваны на армейскую службу, а сам Гаврилин продолжал работать на заводе в структуре ЦИАМ — у него была отсрочка от армии. В 1941 году, призванный в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию Сталинским РВК г. Москвы, но имеющий бронь, Гаврилин вместе с институтом отправился в эвакуацию в Башкирию. Эвакуация ЦИАМ в Уфу продолжалась с 1941 по 1943 год, в этот период институт работал над увеличением мощности и высотности двигателей боевых самолётов, а также помогал фронту в их ремонте и эксплуатации.
С июля 1941 по май 1942 года Сергею Гаврилину посчастливилось общаться и плотно работать вместе с будущим гениальным конструктором авиационной, ракетной и ракетно-космической техники, дважды Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и трёх Государственных премий академиком Владимиром Николаевичем Челомеем. Тогда в начале 1940-х Челомей был молодым специалистом, в ЦИАМе его только что назначили на должность начальника группы разработки реактивных двигателей.
В 1943 году, находясь ещё в Уфе, Сергей Гаврилин отказался от брони и ушёл на фронт в действующую армию. Отсюда и расхождения в наградных документах: в трёх случаях из семи время и место призыва указано как 1941 год и Сталинский РВК, Москва, Сталинский район, а в остальных — 1943 год и Сталинский РВК, Башкирская АССР, Уфа, Сталинский район.
Сергей Гаврилин, Сергей Соколов, Николай Абрашнев
Незадолго до начала Великой Отечественной войны Сергей Гаврилин женился и вместе с женой жил в родительском доме в Крутицах (№ 65). Дом был большой, здесь же жили его старшие братья: Василий (1909 года рождения) с женой Клавдией и Николай (1911 года рождения) с женой Марией и сыном Евгением. Сестра Ольга (1915 года рождения) с мужем Дмитрием Фроловым и сыном Юрием жила неподалеку, на южной стороне Реутова — на улице Сталина в доме № 4.
Дом №65 в Крутицах, где жили Гаврилины_1950-е годы
Дмитрий Фролов, вернувшись весной 1940 года с советско-финской войны, как и Сергей Гаврилин, работал на заводе в ЦИАМе. С началом войны оба брата Сергея ушли на фронт. Василий, призванный в армию Балашихинским РВК Московской области в мае 1941 года, в феврале 1942 года пропал без вести. Другой брат, Николай, воевал в войсках воздушного наблюдения, оповещения и связи (21-й отдельный батальон ВНОС), входивших в систему противовоздушной обороны страны, был контужен, но с войны вернулся живым. В 1947 году у него родился второй сын Анатолий, жил с семьей в Крутицах, работал в ЦИАМе. В 1985 году был награждён орденом Отечественной войны II степени, умер в 1988 году, похоронен на Новодеревенском кладбище в Балашихе.
Сергей Гаврилин был в числе тех десяти разведчиков, которые в конце марта 1944 года после разгрома элитной разведки противника заслужили отпуск домой на десять дней.
Гаврилин Сергей Николаевич (во втором ряду третий справа)
Каково же было потрясение Сергея, когда, добравшись до родной деревни, он узнал, что жена его не дождалась. По словам матери и сестры Ольги, она нагуляла ребёнка с моряком-связистом из части, что располагалась неподалеку от Крутиц в Косинском лесу, и, когда её беременность стала заметна, уехала из деревни на прежнее место жительства к своей матери. Случившееся для Сергея стало шоком и так или иначе повлияло на его дальнейшую жизнь.
Продолжение следует