Московскому трамваю в этом году исполнилось 120 лет. Реутовчанин Сергей Александров наблюдал празднование этого юбилея в центре Москвы, на параде трамваев. Он внимательно рассмотрел и заснял для наших читателей целую коллекцию действующего подвижного состава – от дореволюционных времён до наших дней.
Вниманию москвичей и гостей города в этом году представили девятнадцать трамваев – больше, чем на парадах прошлых лет. Вагоны различных типов, включая служебные, с раннего утра собрались на Шаболовке, у депо имени Апакова, чтобы затем своим ходом отправиться к Чистопрудному бульвару. Там заслуженные городские труженики порадовали многочисленных гостей юбилея отличным состоянием и непередаваемой энергетикой прошлого. Причём каждый мог поинтересоваться устройством техники у вагоновожатого или сопровождающего трамвай работника музея «Московский транспорт».
Модельный ряд участников парада открывали вагоны типа Ф – фонарные и БФ – бесфонарные. Первые появились ещё до революции и были распространены вплоть до 1960 года. «Фонарными» их называли из-за особой крыши со специальной разноцветной надстройкой с подсветкой по всей длине, которая улучшала освещённость салона в тёмное время суток. Вторые, бесфонарные, эксплуатировались с 1926 по 1970 год. Эти первые трамваи советского производства – модернизация вагонов типа Ф, в результате которой исчезла фонарная надстройка снаружи, а внутри салона появились кабина водителя и автоматические пассажирские двери.
На юбилейном параде можно было увидеть также «звёздные» трамваи марки КМ – коломенские моторные, которые легко заметить в кадрах таких известных кинолент, как «Место встречи изменить нельзя», «Холодное лето 53-го», «Покровские ворота». Кроме того, в парадном строю 2019 года по центру столицы гордо катил рижский трамвай – РВЗ-6. Он, один на всю Москву, совсем недолго эксплуатировался на столичном маршруте в 60-е годы прошлого века, но в других городах страны его собратья курсировали почти вплоть до развала СССР.
Вслед за «рижанином» по рельсам проплыли трамвайный состав из двух советских вагонов КТМ-1 (кировский трамвай моторный) и КТП-1 (кировский трамвай прицепной) и широко распространённые в Москве импортные чехословацкие «татры» – Т-2 и Т-3. В отличие от отечественных трамваев ранних серий появившаяся в середине 1950-х годов «Татра» Т-2 потрясла своих первых пассажиров плавным и сравнительно тихим ходом. Естественно, такие трамваи сразу же приписали к столице, поэтому полушутя все трамвайные «татры» многие до сих пор называют «исконными москвичами». Часть из них ходят по столичным магистралям и сегодня наряду с новыми синими «ласточками» отечественного производства – низкопольными, малошумными, с климат-контролем тверскими трамваями «Витязь-М». Одни из первых «витязей» вышли на маршруты «Мосгортранса» в 2017 году, тогда их было всего несколько, а сейчас уже сотни.
Самыми новыми на параде трамваев 2019 года были такие модели городского электрического рельсового транспорта, как 71-934 – «Лев», 71-911ЕМ – «Львёнок» и ЛМ-2000, он же «Циклоп». Своё прозвище в честь одноглазого великана ЛМ-2000 получил за фару – одну вместо двух. Эта машина примечательна тем, что является трамваем, построенным в единственном экземпляре в Санкт-Петербурге в 2002 году по заказу правительства Москвы как вероятная замена «татрам». Возможно, место старых «татр» в Москве займёт и не «Циклоп», а уже названный выше «Львёнок» – трамвай 71-911ЕМ, или 71-934 – «Лев».
И «Львёнок», и «Лев» созданы в Санкт-Петербурге. Новейшую модель трамвая 71-911ЕМ с длиной вагона всего 16,5 метра назвали «Львёнком» из-за миниатюрных размеров. В его создании приняли участие пятьдесят различных российских компаний. Осенью 2018 года трамвайное «семейство кошачьих» представляли на международной выставке рельсового транспорта InnoTrans 2018 в Берлине. Фактически «Львёнок» представляет собой чуть более раннюю модель отечественного трамвая 71-911 «Сити Стар» со слегка изменённым дизайном, а «Лев» получил своё прозвище за то, что в два с лишним раза крупнее «Львёнка», длина его вагона не 16,5, а все 34 метра. Этот трамвай состоит из трёх секций и имеет четыре ходовых тележки. Его первая и третья секции идентичны серийной модели трамвая «Витязь», а средняя секция – длиннее, опирается на две тележки и имеет дверь. Благодаря такой длине «Лев» может работать на маршрутах с высокой заполняемостью, а миниатюрный «Львёнок» – на мало загруженных пассажирами линиях, где требуется лучшая манёвренность на маршруте.
И «Львёнка», и «Льва» сейчас тестируют, возможно, скоро они массово выйдут на маршруты «Мосгортранса» и на линии других российских городов.
Большой интерес на параде трамваев в этом году вызвали впервые присоединившиеся к колонне участников довоенный прицепной вагон серии «С», воссозданный силами Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода «Мосгортранса», а также два трамвая «Татра» Т-3 – пассажирский и поливомоечный. Прицепной вагон серии «С» восстановили не без огрехов. Об этом мне рассказал историк и любитель московского транспорта Александр Шанин, мой давний собеседник по интернет-переписке, с которым на нынешнем параде удалось познакомиться лично.
А главным моим ожиданием в колонне юбиляров московских рельсовых маршрутов была «Татра» Т-3 с бортовым номером 5993. Её восстановили до «пассажирского» состояния на Трамвайно-ремонтном заводе в марте этого года. Управлял этим аппаратом в день парада мой знакомый, один из лучших водителей Краснопресненского депо. Именно благодаря ему новый экспонат музея «Московский транспорт» смог блеснуть в колонне участников парада. Правда, наслаждаться замечательным зрелищем пришлось со стороны: надежды проехаться в музейном вагоне не оправдались из-за рекордного наплыва москвичей на мероприятие.
Хотел бы пояснить, чем меня так привлекает тема истории городского электротранспорта. Дело в том, что некоторые его виды в Москве постепенно исчезают, хотя и являются самыми экологичными. В столице, к огромному сожалению, уже в следующем году полностью уйти в небытие может троллейбус. Кстати, парады «рогатой» техники давно прекратили устраивать. Настораживают и нападки в сторону трамваев, которые звучат всё чаще. Искренне хочу, чтобы трамвай и троллейбус и дальше оставались на столичных маршрутах. Специально для этого и начал вести свой блог на эту тему, попутно изучая историю и перспективы развития электротранспорта.
К счастью, не всё так плохо: парад в год 120-летия московского трамвая доказал, что населению небезразличны эти звонкие вагончики, отбивающие колёсами ритм города. Хочется верить, что дети, которых на мероприятии было едва ли не больше, чем взрослых, в будущем тоже будут гордиться славным прошлым и светлым будущим московского трамвая…