Олег Шилов работал в одном из офисов продаж и обслуживания клиентов известной компании сотовой связи, который расположился в крупном торговом центре Реутова. Устроился он туда в 2017 году и за прошедшее время набрался опыта, считался специалистом своего дела, пользовался доверием начальства. От всего этого зависел и уровень его заработной платы.
Но в 2020 году на мир обрушилась пандемия неведомой до этого «болячки» – коронавируса со всеми вытекающими последствиями. И в первую очередь это проявилось резким снижением числа покупателей, что не могло не отразиться на уровне доходов Олега. Восполнить убытки он решил неправедным путём...
Проработав два года в одном месте, менять его ему не хотелось, но денег хватать не стало. Другой бы перетерпел, по примеру многих, но наш герой был не таков. Сам себя он считал очень изобретательным и предприимчивым человеком. И из такой сложной ситуации решил найти выход, при этом, желательно, максимально выгодный для себя.
Работа Олега имела свою особенность. Ещё в процессе найма будущим сотрудникам разъясняют необходимость соблюдения конфиденциальности при обращении к личным данным клиента. Хранятся они в служебной IT-системе, образно выражаясь, за семью замками. Дело в том, что в этих данных, кроме самого номера телефона клиента, есть номер его паспорта, место прописки и многое другое, что был бы рад получить любой злоумышленник. Например, чтобы взять от имени абонента сети кредит, причём несчастный об этом узнаёт только в том случае, если к нему пришли потребовать долг с процентами. А для всякого хакера база персональных данных клиентов – это простой путь к их банковским картам.
Именно поэтому всем претендентам на работу в компании перед заключением трудового договора дают подписать документы, на основании которых они обязуются соблюдать конфиденциальность персональных данных клиента. Согласно внутренней инструкции по безопасности, информацию о детализации счёта клиента, а также личные данные абонентов запрещено просматривать, копировать, собирать в личных целях и предоставлять третьим лицам. Любое обслуживание абонента с использованием данных, полученных в информационных системах, должно производиться только при личном визите абонента в салон либо визите его доверенного лица. Заочное обслуживание абонентов по телефону, электронной почте и другим мессенджерам также запрещено. В противном случае сотрудника компании сотовой связи ожидает неминуемое наказание, вплоть до уголовного. Прошёл через это и сам Олег. И лишь потом получил для работы со служебной IT-системой персональную учётную запись, по сути, личный код доступа.
Повторим, два года его работы прошли безупречно. Но судьба проверила его на прочность. Или порядочность, как угодно... И это испытание он не прошёл. В августе, когда клиентов было особенно мало, Олег решил войти в IT-систему компании, чтобы получить персональные данные клиентов. Как позже он пояснил – «от скуки». Однако по этой странной причине он заходил в систему трижды, с перерывом в пару дней. И при этом не просто просматривал то, что ему просматривать «от нечего делать» было категорически запрещено, но ещё и фотографировал на собственный айфон. Таким образом, в его распоряжении оказались данные 14 абонентов компании связи. В дальнейшем это было подтверждено кадрами видеофиксации камер наблюдения, установленных в том числе в офисе, где Олег работал.
Нелегальное проникновение в систему было обнаружено специалистом компании по расследованию внутренних инцидентов информационной безопасности, в обязанности которого входит обеспечение комплексной безопасности, а также проведение проверок и служебных расследований как по фактам нарушений информационной безопасности, так и по мошенническим действиям.
Во время следствия сотрудники полиции связались со всеми пострадавшими, персональные данные которых были похищены Шиловым. Ими оказались жители не только Москвы и области, но и других городов России, к примеру Нефтеюганска. У них спросили: не обращались ли они в офис компании в Реутове по каким-либо вопросам, связанным с их персональными данными. Ответ был один – нет. Причём одна клиентка, постоянно проживающая в Калининградской области, заявила, что вообще не знает, где находится город Реутов. И никто из них не возражал по поводу возбуждения уголовного дела против Шилова.
При проведении внутреннего расследования Шилов объяснил своё противоправное проникновение в запретную базу данных обычной скукой. Компания скучающего сотрудника уволила, а заодно заявила о происшедшем в полицию. Успел ли Шилов передать конфиденциальную информацию третьим лицам, осталось под вопросом, но все фотографии со своего гаджета он поторопился удалить.
Олега Шилова обвинили в неправомерном доступе к охраняемой законом компьютерной информации и её копировании, совершённом с использованием своего служебного положения. С учётом положительных характеристик, а также раскаяния в содеянном суд приговорил Олега Шилова к одному году условно с исправительным сроком в один год.
Остаётся только добавить, что с такой подмоченной репутацией его уже не возьмут на работу ни в какую подобную компанию. А передал он сведения о клиентах или нет, покажет время и возможный внезапный интерес мошенников к кому-либо из четырнадцати пострадавших абонентов.
Имена и некоторые обстоятельства дела изменены. Редакция благодарит прокуратуру Реутова за предоставленные материалы.
Артём Людинов