О том, что мы научились снимать отличное кино, я уже, кажется, писала, хотя не лишне это будет повторить, учитывая, что в последнее время в свет вышла целая обойма новых, высокопрофессиональных фильмов и сериалов. Однако стоит обратить внимание на то, что далеко не все из них доступны зрителям центральных каналов ТВ и их нельзя найти в открытом доступе в интернете на пиратских сайтах, как было принято раньше. К вящей радости кинопроизводителей Закон об авторском праве медленно, но верно начинает работать.
Ушлых сетевых флибустьеров теснят вполне официальные, законопослушные онлайн-кинотеатры или, как их ещё называют, видеосервисы и видеоплатформы. Именно там цивилизованный зритель, ни у кого ничего не воруя, пройдя регистрацию и оплатив абонентские 300–350 рублей в месяц, может ознакомиться с последними новинками отечественного и зарубежного кино. В отличном качестве и без назойливой рекламы! Кроме того, каждая видеоплатформа располагает своей коллекцией фильмов и сериалов прошлых лет: киноклассика, арт-хаус, детективы, комедии, исторические саги, мультики, документалистика. Поверьте, оно того стоит, тем более что за истекшие несколько лет онлайн-кинотеатров появилось много и выбрать есть из чего.
Я же перечислю лишь те, чьим подписчиком в разное время являлась сама. Это IVI, «КиноПоиск», Okko, Amediateka, START и Premier. Некоторые из них располагают огромной коллекцией фильмов и сериалов, у других выбор скромнее, зато они предлагают зрителям оригинальные новинки, то есть то, что снимают сами.
Так, к примеру, платформа Premier показала сериал «Эпидемия» собственного производства на три месяца раньше, чем конкуренты. Примечательно, что история группы людей, пытающихся убежать из города, объятого страшной эпидемией, оказалась пророческой. Когда в 2020 году сюжет стал воплощаться в жизнь, проект был закуплен американским каналом Netflix. Сумма сделки в 1,5 млн долларов побила все рекорды отечественной сериальной индустрии. А вишенкой на торте стала похвала самого короля ужасов – Стивена Кинга.
Впрочем, «Эпидемия» – отнюдь не единственный нашумевший сериал, созданный видеосервисом Premier, который с момента своего создания не устаёт удивлять и радовать. Есть у них и комедии (искромётный, смешной до колик «Домашний арест», 2018, режиссёр – С. Слепаков), и потрясающие мистические детективы («Мёртвое озеро», 2019, режиссёр – Р. Прыгунов), и кино в жанре драмеди («Звоните ДиКаприо!», 2018, режиссёр – Ж. Крыжовников), и исторические ленты («Перевал Дятлова», 2020, режиссёры – В. Федорович, Е. Никишов). Все названные фильмы имеют статус настоящих блокбастеров, снятых профессионально и талантливо. И если вы их не видели, очень много потеряли.
Собственную кинопродукцию представляет также видеоплатформа START. За три года с момента основания в 2017 году этот видеосервис выпустил более 40 оригинальных фильмов и сериалов. Об их детективной ленте «Хороший человек» (2020, режиссёр – К. Богомолов), созданной на основе реальных событий, точнее уголовного дела ангарского маньяка, я уже писала. Сериал, безусловно, интересный, но какой-то чересчур мрачный, суицидальный – ни одного положительного персонажа, ни одной шуточной реплики, всё однотонно чёрное. Так что, на мой взгляд, это кинопродукт на любителя – для людей с крепкими нервами.
А вот детективная драма «Шторм» (2019, режиссёр – Б. Хлебников), бесспорно, понравится более широкой аудитории. Захватывающий сюжет, живые, психологически точные персонажи, блестящие актёрские работы (А. Робок, А. Михалкова, М. Лагашкин), остроумные диалоги и, на контрасте, расследование жестоких убийств и острая личная драма главного персонажа. В общем, и смех, и слёзы, и любовь, и преступления – всё многообразно, не однотонно, парадоксально, как, собственно, и бывает в жизни.
Смело выбивается из привычного детективного ряда комедийно-мистическая история «Вампиры средней полосы» (2021, режиссёр – А. Маслов). Продолжая тему ночных и дневных «дозоров», сериал рассказывает про цивилизованных упырей, осевших в российской глубинке под видом простых людей. Довольно остроумная задумка – показать, так сказать, жизнь вампиров во всей её будничной приземлённости. Главу клана кровососов, деда Славу, играет Юрий Стоянов, и он как всегда на высоте. По инсайдерской информации, роль эту первоначально предложили Михаилу Ефремову. Он даже снялся в нескольких эпизодах. Но потом случилось то, что случилось...
Для поклонников криминально-эротических историй из жизни «там наверху» платформа START запустила сериал «Содержанки» (сейчас уже доступен третий сезон, 2021). Люкс-апартаменты, шампанское, устрицы, интриги, адюльтеры, разводы, новые знакомства, секс и криминал... Надо полагать, что к мочеполовой теме режиссёр К. Богомолов относится с особым трепетом, если судить по его прежним театральным проектам. Кстати, «Содержанки» – его первая режиссёрская работа в сериале. Но лично мне она показалась скучноватой и какой-то невнятной. Главная интрига сериала «кто убил» получилась малоинтересной. Впрочем, это моё мнение. Как-никак отснято уже три сезона, а значит, проект нашёл своего зрителя.
Из самых свежих новинок видеосервиса START нельзя обойти вниманием отличнейший сериал «Медиатор» (2021, режиссёр – А. Аксёненко), который мы недавно смотрели чуть ли не всей семьей и не могли оторваться, так всё лихо там закручено. Поэтому о нём хочу рассказать подробнее. Собственно, медиатор – это профессиональный переговорщик, психолог, умеющий разговаривать и переубеждать злодеев, взявших заложников, террористов, а ещё самоубийц, стоящих на крыше небоскрёба. За большие деньги медиаторы помогают и представителям крупного бизнеса, попавшим в критические ситуации, когда требуется договориться о компромиссе. Вот о судьбе такого переговорщика и рассказывает фильм.
Сюжетная линия там сложная, многоплановая, захватывающая, сохраняющая интригу до самой финальной серии. Главная роль медиатора выстроена здорово, прежде всего драматургически. Персонаж, которого играет актёр А. Бурковский, и играет бесподобно, – не просто отличный психолог и ловкий манипулятор, он – артистичный, обаятельный плут, а ещё, если надо для дела, циничный соблазнитель. К нему, как бабочки на свет, слетаются женщины: коллеги из МВД, ФСБ, клиентки и случайные знакомые.
В сериале представлено целое созвездие прекрасных актрис – известных и не очень, молодых и возрастных. Не останавливаясь на каждой в отдельности, хочу отметить отличную работу Юлии Пересильд, Анны Каменковой, Евгении Симоновой и Ирины Старшенбаум, чьё неожиданно проснувшееся комедийное амплуа приятно удивило. Стоит отметить, что в фильме много комедийного: прекрасных шуток, совершенно уморительных, забавных и трогательных мизансцен, хотя, казалось бы, детективный жанр это не предполагает. Именно поэтому фильм «Медиатор», на мой взгляд, перешагнул узкие рамки конкретного жанра, как бывает в случае с настоящим, хорошим кино, которого, к счастью, в нашей жизни становится всё больше и больше. Так давайте же его смотреть!
Мария Очаковская