Путешествие питательно для духа и сердца нашего.
Путешествуй, ипохондрик, чтобы исцелиться от своей ипохондрии!
Путешествуй, мизантроп, чтобы полюбить человечество!
Путешествуй, кто только может!
Н. Карамзин. «Записки русского путешественника»
Не секрет, что в последние годы Россия переживает настоящий туристический бум и что количество поездок россиян по родной стране побило исторический рекорд. В топовом списке по-прежнему остаются Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Но есть и новые направления массового туризма: Северный Кавказ, Калининград, Кольский полуостров — спрос на них в последние пару лет вырос на треть. По словам экспертов, внутренний туризм превратился в одну из самых быстрорастущих отраслей нашей экономики.
На прошедшем в июне туристическом форуме «Путешествуй!» ведущие представители отрасли высказали уверенный прогноз: в 2024 году россияне совершат порядка 90 млн поездок по стране, а через 6 лет, к 2030-му году, количество поездок приблизится к 140 млн.
В основе столь оптимистичного прогноза — национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», стартовавший три года назад и уже показавший весьма заметные результаты.
Напомню, о чём, собственно, идёт речь.
Если перевести с бюрократического языка на человеческий, этот объёмный, многостраничный документ, застрагивающий самые разные сферы экономики, предусматривает работу по четырём основным направлениям. Во-первых, выдачу льготных кредитов на строительство гостиниц и санаториев. Во-вторых, субсидирование строительства модульных отелей. Это такие особые автономно работающие компактные гостиницы, как правило, быстровозводимые и находящиеся в труднодоступных местах. Строительство таких отелей ведётся в экологических зонах Горного Алтая, Кольского полуострова, Забайкалья, Курил, Сахалина и пр.
Что ж, это понятно и разумно: чтобы стимулировать внутренний туризм, надо увеличить количество гостиничных номеров, так называемый номерной фонд. Тут невольно вспоминается опыт Советского Союза, когда спрос на гостиницы многократно превышал скудное предложение, а ведь размещение — это основа основ любого путешествия.
По данным, приведённым главой правительства на стратегической сессии по развитию туризма, в настоящее время в России насчитывается более 30 тысяч действующих гостиничных объектов, включая отели, санатории, хостелы и базы отдыха, с суммарным фондом более 1 млн номеров, что превышает показатели 2020 года, до старта проекта, на 3,8%. В реальной жизни, «на земле», эта цифра означает запуск в строй более трёх тысяч новых объектов размещения.
Третий пункт нацпроекта предусматривает грантовую поддержку предпринимателей, работающих в туристической сфере, а также производителей товаров и услуг местного колорита. Это музеи, выставки, сувенирные магазины, кафе, рестораны, экскурсионные и спортивно-туристические центры. Согласитесь, каждому путешественнику, приехавшему в некий город N., после осмотра достопримечательностей, с экскурсоводом или без, хочется попробовать блюда местной кухни, традиционные напитки, купить на память открытку, проспект, магнитик, а ещё прокатиться на лошади или, допустим, на собачьей упряжке.
Четвёртая и наиболее финансово ёмкая часть проекта направлена на создание инфраструктуры, прилегающей к туристическим объектам, то есть на строительство автодорог со всем комплексом услуг дорожного сервиса (места отдыха, АЗС, кафе, ремонт), а также на прокладку сетей энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения. В качестве приоритетных были выбраны туристические объекты в Адыгее, на Камчатке, в Кузбассе и в Тверской области.
К примеру, горнолыжный курорт Шерегеш (180 км от Новокузнецка) был открыт ещё в 1981 году — к Спартакиаде РСФСР. Казалось бы, для туристов там имелось всё, что нужно: обилие мягкого, пушистого снега, трассы разной степени сложности, подъёмники, длинный сезон для катания — с ноября по апрель, красивейшие горные ландшафты… Однако нехватка гостиниц, точек питания, бесконечные перебои то с горячей водой, то с электричеством и, конечно, отвратительные дороги долгое время отпугивали массового туриста. Добирались туда лишь самые отчаянные и невзыскательные. В 1990-е годы их количество не превышало 100 тысяч человек в год. Теперь же в рамках нацпроекта построена новая современная трасса от аэропорта Новокузнецка до курорта Шерегеш. Всего 3 часа на автобусе или такси — и вы на месте! С гостиничными номерами, ресторанами, барами, ночными клубами и досуговыми центрами дефицита нет. Как результат, в прошлом году курорт посетили 2 млн поклонников горных лыж.
Помимо вышеперечисленных основных задач, нацпроект «Туризм» предусматривает и другие способы стимулирования внутреннего туризма: возмещение части стоимости затрат на поездку, кешбэк на железнодорожный или авиабилет, а также на путёвку в санаторий. Кроме того, разрабатывается система национальных туристических маршрутов — безопасных, комфортных и логистически выверенных, без потери времени и лишних денег. На текущий момент созданы и опробованы 53 таких маршрута в 50 регионах страны. Одновременно в рамках проекта идёт подготовка и переподготовка кадров для туристической сферы. Ведь для обслуживания новых объектов и маршрутов требуются гостиничный персонал, менеджеры по бронированию билетов, повара, официанты, администраторы ресторанов, экскурсоводы, спортивные инструкторы — да мало ли кто ещё…
По сути, туризм — это уникальная отрасль экономики с наибольшим мультипликативным эффектом. Судите сами, деньги, вложенные в туристские проекты, формируют добавленную стоимость в транспорте, торговле, строительстве и в других областях экономической деятельности, а в конечном итоге пополняют бюджет. Туризм создаёт дополнительные рабочие места, способствует сохранению и развитию традиционных народно-художественных промыслов и национальной культуры в целом.
Справедливости ради надо отметить, что нынешний взрыв интереса к путешествиям по России произошёл не только благодаря нацпроекту «Туризм и гостеприимство» и миллионам бюджетных денег. Напомню, что четыре года назад причиной резкого спроса на внутренний туризм была пандемия, затем выезд на отдых за границу усложнила общеполитическая ситуация. С 2022 года выездной турпродукт подорожал настолько, что стал недоступен для многих, к тому же отсутствие прямого авиасообщения превратило каждый выезд за рубеж в череду ожиданий и неудобств. Таким образом, в сумме все эти условия и послужили почвой для туристического бума внутри страны.
Что ж, времена меняются… И теперь, когда со всех сторон раздаются голоса о том, что нам нужна национальная идея, полезно будет вспомнить призыв Н.В. Гоголя «проездиться по России». Ибо иного способа познать собственную страну, собственную историю и культуру, кроме как вдоволь поездить по ней, не существует.