С недавних пор на Фабричном пруду в Реутове кипит жизнь. Прилегающая территория стала парковой зоной, начинается её масштабное благоустройство, воду из пруда исследуют на пригодность для запуска различных видов рыб. Закономерно возникает интерес к истории этого места. Своими знаниями с газетой «ПроРеутов» поделился старожил нашего города Геннадий Рясный. Ему слово:
— Когда меня спрашивают, что я знаю о реутовском Фабричном пруде, я вспоминаю далёкие годы детства. Группки ребят из казарм идут туда и зовут: «Пойдём купаться на Остров!». Зимой зовут на Остров прыгать на лыжах с трамплина.
Остров — именно так называли реутовцы это приятное место отдыха. Там действительно есть остров, но ещё была чистая, со стайками мелких рыбок, вода, окружённая плотной зеленью деревьев.
С северной стороны были участки берега с чистым песком. Именно от них входили в воду, доплывали до острова и обратно.
Берег с южной стороны пруда, обращённой к железной дороге, был почти недоступен. Проход по берегу вдоль фабрики был закрыт. С какого-то времени название места изменилось — его стали звать не Островом, а прудом, да ещё и фабричным. Как мне кажется, поэзия исчезла: остров — это природное образование, пруд — рукотворен.
Так что же за водоём в Реутове? Я не гидролог и не могу оценить это с научной стороны. Однако фотографии Митрофана Сергеевича Мазурина на пруду показывают, что уже в то время, в 1860-е годы, Остров уже был окружён пышной зеленью. То есть, если его и выкопали, то гораздо раньше постройки фабрики. Можно предположить, что он был сооружён при князе Маслове и был частью его великолепного паркового ансамбля, притягательного даже для московской знати. Сейчас на этом месте Парковая улица и территория «НПО машиностроения».
Есть, правда, намёк на то, что водоём имеет природное происхождение. Дело в том, что с восточной стороны «пруда» была протока, ведущая к округлому глубокому водоёму с прозрачной и очень холодной водой (сейчас здесь территория «НПО машиностроения»). Считалось, что со дна его бьёт ключ. Вот откуда благодать водного пространства.
Кстати, вероятно поэтому Мазурин и выбрал это место для фабрики. Предполагаю, что, поскольку крутильные машины приводились в действие паровой машиной, требовалась вольная вода. Поэтому подобные предприятия в то время строились у воды. Такова фабрика в Балашихе, огромная фабрика в Струнине близ города Александрова. Такова была небольшая фабрика Кузнецова у села Ивановского. От неё оставался долгое время Кузнецовский пруд, который также служил местом отдыха до 1960-х годов, когда он был частично засыпан при строительстве МКАД.
В следующем после Мазурина столетии пруд-остров сильно изменился: выросло население, засорились и частично застроились берега, упала культура отдыха на воде. Правда, до начала войны он ещё сохранял чистоту и привлекательность. Во время войны при бомбардировке города в пруд упала бомба. В 1950-е её извлекли, обезопасив пруд.
Несколько раз предпринимались попытки улучшить его состояние. Например, в мае 1957 года было принято решение об очистке Фабричного пруда и намерении создать лодочную станцию, купальни, площадки для отдыха. Здесь комментарии излишни.
Намерения администрации сейчас сделать здесь культурную зону отдыха похвальны. Будем надеяться, что они скоро сбудутся. Лично я считаю, что лучше всего было бы очистить берега, дно, ближайшую территорию от всех построек — приблизить наш пруд-озерко к его начальному состоянию.
Читайте также:
В Реутове готовят третье издание Книги Памяти
Мемориальную доску в честь братьев Фоминых открыли в Реутове
Три войны Анастасии Пшеничниковой
Что помнят старые дома Реутова
Родом из Крутиц, часть четвёртая. Трудовой фронт