В конце октября многих жителей Реутова удивила информация в ежемесячном уведомлении об оплате потреблённой энергии: если квартирный электросчётчик не поверен, показания приниматься не будут, оплата будет осуществляться по нормативу, т. е. существенно больше.
Собственникам квартир таким образом предъявили ультиматум: безотлагательно провести поверку своих счётчиков (либо заменить их на новые), иначе счета для оплаты будут выставлять по средним показаниям за последние несколько месяцев, а с января 2017 года — по нормативу с коэффициентом 1,5. То, что собственники не могут выполнить эти требования — для этого те же энергетики не создали никаких условий, — в расчёт не принимается.
Жители должны приехать в обслуживающую наш город и Балашиху организацию ЗАО «Балашихинские электросети», расположенную в Салтыковке, отстоять там большую очередь, чтобы записаться на замену, но раньше марта энергетики в вашу квартиру всё равно не придут. Получается, что быстро сделать всё необходимое для возобновления приёма показаний счётчиков к оплате люди не смогут, причём не по своей вине. Почему же при таких обстоятельствах крайними остаются жители?
Ультиматум
Многие реутовчане стали жаловаться и обращаться в различные инстанции, в том числе в нашу газету. «ПроРеутов» попросил разъяснить ситуацию Юрия Подымахина, председателя реутовского отделения Ассоциации председателей советов многоквартирных домов Московской области и заместителя председателя городской Общественной палаты.
— Мы подсчитали, что только по нашему городу срочно поверить или заменить свои счетчики должны собственники 15 тысяч квартир, — рассказал Подымахин. — До января это сделать невозможно, потому что в Московской области всего четыре сертифицированные организации, которые такую поверку проводят. При этом собственнику нужно снять прибор и доставить его в одну из этих организаций. Кроме того, я выяснил, что поверку делают не за один день, а в течение недели. Есть ещё один вариант — сразу устанавливать новый прибор. Но и в данном случае выявилось много проблем.
По нормативу, у современных электросчетчиков срок службы — 30 лет, поверку однофазного нужно делать после 16 лет эксплуатации, у трёхфазного — через 10 лет, сообщил Подымахин. Доказать, что поверка счётчику не требуется, можно только одним способом — предоставить в обслуживающую организацию ЗАО «Балашихинская электросеть» паспорт прибора, где указан его год выпуска. Но ведь раньше счётчики во многих домах устанавливали централизованно, и у многих этих паспортов нет.
Вспомнили про закон
Откуда нововведение? Такие требования выдвигают закон № 261-ФЗ и постановление правительства РФ № 354, которые появились несколько лет назад, но по какой-то причине до последнего времени энергетики сами поверяли счетчики и выдавали заключение собственникам. В отличие от счётчиков на воду, которые люди недавно устанавливали фактически самостоятельно и сохранили на них все документы, по электросчётчикам порядок работы с ними до сведения жильцов никто не доводил. Ведь поверка счётчика делается по предоставлению паспорта, и у многих он не сохранился — значит, счётчик надо менять. В новых домах, а их в Реутове очень много, установлены трёхфазные счётчики, стоимость которых составляет 13-14 тысяч.
«Балашихинская электросеть» сообщает
Ключевой момент — без участия ЗАО «Балашихинские электросети» счётчик заменить не удастся. Вот что написано на официальном сайте организации:
«В последнее время на территории Балашихи и Реутова были установлены случаи, когда неизвестные организации предлагали гражданам услуги по замене приборов учёта электроэнергии, вышедших за межповерочный интервал, с нарушением порядка, установленного действующим законодательством. Оказание услуг якобы происходит от имени ЗАО «Балашихинская электросеть».
В этой связи ЗАО «Балашихинская электросеть» обращает внимание на то, что замену прибора учёта можно произвести следующими способами: обратившись к гарантирующему поставщику, территориальной сетевой организации или самостоятельно, с привлечением третьих лиц, с обязательным соблюдением процедуры допуска (замены) прибора учёта в эксплуатацию.
При обращении в центр обслуживания гарантирующего поставщика или территориальной сетевой организации в рамках выполнения работ специалистами компаний будет произведены распломбировка старого прибора учёта, его демонтаж, установка нового счётчика, его проверка и опломбировка, оформление акта ввода прибора учёта в эксплуатацию.
В случае замены прибора учёта самостоятельно или с привлечением третьих лиц абонент должен проинформировать гарантирующего поставщика о дате и времени запланированной работы по замене счётчика (снятия показаний со старого счётчика и его распломбировки) и оформить заявку на опломбировку нового прибора учёта и акта ввода прибора учёта в эксплуатацию».
Интересно, что для подачи заявки на замену прибора надо приехать в БЭЛС лично. В век технического прогресса, энергетики заявку по электронной почте не принимают.
Где же выход?
— Мы в ассоциации начали разбираться и нашли закон, что сбытовая электрокомпания должна была как минимум за год до этих нововведений предупредить нас о том, что нужно менять или поверять электросчётчики, — продолжает Юрий Подымахин. — Мы готовы это делать, но не с таким ультимативным подходом к собственникам. Поэтому на недавно проведённом форуме «Управдом» мы приняли резолюцию, в которой просим чётко прописать порядок того, как происходят замена, поверка и обслуживание приборов. А также просим предоставить информацию о количестве сотрудников, которые могут осуществлять это обслуживание в нашем городе. Если их в компаниях электросетей недостаточно, просим передать эти функции в городские управляющие организации. Энергетики сами виноваты, что не предупредили жильцов, поэтому должны перенести введение оплаты по нормативу с повышающим коэффициентом с нового года на более поздний срок, оптимально — на один год, и на этот же переходный срок дать людям возможность оплачивать услуги по показаниям.
На территории, обслуживаемой «Балашихинскими электросетями», десятки тысяч квартир, нуждающихся в поверке или замене электросчётчиков. Но на рынке нет такого количества новых приборов, в реутовских магазинах счётчики купить затруднительно. А самое главное — в «Балашихинской электросети» нет столько сотрудников, чтобы быстро провести работы и составить акты, даже если люди эти счётчики где-то купят. Приборы на поверку нужно везти в Орехово-Зуево или в другие три города Подмосковья, где есть специализированные организации, поверка продолжается около недели, получается, неделю квартира будет обесточена.
Этот вопрос рассматривал на личном приёме граждан и депутат Государственной Думы Максим Сураев. Предлагалось изменить федеральное законодательство, чтобы выйти из сложившегося положения, при котором собственники квартир остаются крайними. Поверка и замена счётчиков должны быть организованы, как, например, техосмотр автомобилей. Следует создавать условия, чтобы можно было удобно и быстро выполнить требования закона и постановления правительства, необходимо чётко прописать механизм и дать людям инструкции, как это делать. Сторонние организации с удовольствием придут на этот рынок, сейчас фактически монополизированный. Реакция общественности и городских властей на возникшие трудности сдвинула решение вопроса замены счётчиков с мёртвой точки — им теперь занимаются управляющие компании города. Заявку собственникам квартир теперь следует писать в УК, электрики компании и произведут замену. Однако на опломбировку прибора всё-равно нужно вызывать специалистов БЭЛС.
Читайте также:
Реутовский торговый центр «Курс» очистили от незаконной рекламы
Жители Реутова узнали об установке теплосчётчиков и видеодомофонов
Аномальный снегопад обрушился на Реутов
Сергей Юров передал коммунальщикам губернаторский трактор
Центральный парк Реутова осветят 120 новых фонарей