Лётчик-испытатель Игорь Маликов — единственный житель Реутова, удостоенный звания «Герой России». На встрече лётчика с учащимися школы № 10 ярко прозвучала тема мужества.
В Ахтубинске, где расположен Государственный лётно-испытательный центр им. В. П. Чкалова, есть памятная стела — «Крыло Икара», на котором выбиты имена погибших испытателей. Многих из них Маликов знал лично. Уже это говорит о том, насколько сложна и опасна профессия лётчика-испытателя, она поистине героическая.
— Когда работаешь, в любой стрессовой ситуации страха нет. Потом уже, на земле, когда обдумываешь порядок действий, вот тогда бывает, — ответил Игорь Маликов на вопрос школьников, испытывал ли он когда-нибудь страх.
В боевой обстановке может произойти непредвиденное, в том числе повреждение или разрушение «фонаря» (кабины самолёта). Как тогда действовать лётчику? И вообще, сможет ли человек выжить в крайне агрессивной среде, когда за бортом самолёта температура воздуха ниже 50 градусов? — рисует перед слушателями картину Игорь Маликов.
Его самое яркое впечатление от полёта — это когда впервые сел без инструктора в учебный самолёт Л-29, на котором учились тысячи лётчиков.
— Пока летаешь с инструктором, понимаешь, что он может исправить твою ошибку, — поделился Маликов. — А когда один, вся ответственность за полёт только на тебе.
Мой путь в эту профессию связан с одноклассницей, моей первой любовью. Она мне как-то показала фотографию друга в форме и сказала, что он учится в лётном училище. Я ей тогда пообещал, что тоже стану лётчиком, — рассказывает Игорь Маликов.
И действительно, Маликов поступил в Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков, учился по специальности «командная тактическая бомбардировочная авиация». После окончания училища в 1977 году был оставлен в нём лётчиком-инструктором. С 1985 года проходил учёбу в Центре подготовки лётчиков-испытателей в Ахтубинске. После завершения учёбы был назначен сначала лётчиком-испытателем,
а затем старшим лётчиком-испытателем в Государственном лётно-испытательном центре им. В. П. Чкалова (ГЛИЦ).
За годы службы освоил множество самолётов — 57 типов и модификаций, среди них: Су-27, Су-32, Су-37, все типы самолётов МиГ, вертолёт Ми-8 и другие машины.
Одно из наиболее опасных и сложных испытаний — полёт на Су-27 со сброшенным «фонарём». Параметры изначально задавались сложные — нужно было достичь максимальной скорости сначала на высоте 7 тысяч метров над землёй, а потом и на 12 тысячах. Полёт продолжался около часа, задание было выполнено. В итоге в ГЛИЦ выработали инструкцию для лётчиков, которые могут оказаться в подобной экстремальной ситуации
Вообще, Государственный лётно-испытательный центр им. В. П. Чкалова в Ахтубинске — место уникальное. Там испытываются все самолёты, которые уже состоят или будут состоять на вооружении наших Вооружённых сил. ГЛИЦ располагает собственной испытательной базой, полигоном. К примеру, как рассказал Игорь Маликов, там сооружена в натуральную величину приподнятая взлётная полоса — как на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов».
Годы службы нашего земляка были непростыми, как и у всей нашей страны. Бывало, что подолгу не выдавали зарплату, а если и платили — то по минимуму. Но никогда Игорь Маликов не задумался об уходе со службы, хотя за спиной была семья. Шутил, бывало: «Как это так — у меня такая замечательная работа, а денег не платят!».
В 1999 году Игорь Маликов возглавил Центр имени Чкалова. Уже тогда общий налёт у него составлял более 3 тысяч часов. Сейчас он работает в ОАО «Российская самолётостроительная корпорация «МиГ», и цель его командировок в Ахтубинск всё та же — испытания.
Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2000 года за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники в условиях, сопряжённых с риском для жизни, Игорю Маликову присвоено звание Героя Российской Федерации. Кроме Звезды Героя на его парадном мундире три ордена Мужества и медали.
Н
а встрече со школьниками 9 декабря, в День героев Отечества, Маликов постарался донести основную мысль: если делаешь что-то, делай это хорошо. Именно целеустремлённость приносит результат. Кем бы ты ни хотел работать — стань в этом деле настоящим профессионалом. А начинать надо с учебы: «Учёба — ценная вещь. Как научишься овладевать знаниями в школе, так будет и в жизни. Это умение очень важно».
Отвечая на вопросы ребят, Игорь Маликов сказал, что никогда не жалел и не пожалеет о том, что связал свою жизнь с небом:
— Работа лётчика-испытателя очень интересная… Перед тобой — весь мир. Такого в обычном полёте, сквозь иллюминатор в салоне, никогда не увидишь.
Читайте также:
Уникальная выставка «Ушедшие в бессмертие» работает в музее Реутова
Военно-спортивный турнир «Прорыв-2016» провели в Реутове
В Реутове отметили 75-летие советского контрнаступления в битве за Москву
Максим Сураев рассказал студентам Реутова о встрече с НЛО
Открыта мемориальная доска в честь Дениса Остапенко