В среду 27 ноября в реутовском управлении по архитектуре и градостроительству состоялась вторая встреча властей города и жителей микрорайона 9а с представителями РЖД. На этот раз делегация железнодорожников выглядела более внушительно: в нее вошли представители заказчика, генподрядчика, исполнителя работ и генерального проектировщика. Соответственно и новой информации, которую очень ждет большое количество реутовчан, во время встречи было предоставленоо намного больше.
Конфликтная атмосфера, в которой начались работы на реутовском участке железной дороги, поначалу настроила наших гостей на соответствующий лад. Однако заместитель руководителя администрации Владимир Покамин быстро направил обсуждение в деловое русло, предложив делегации ответить на вопросы инициативной группы и снять таким образом напряжение жителей, решая в дальнейшем вопросы без скандалов и истерик. Он также попросил не распространять основанную на слухах недостоверную информацию, придерживаясь той фактической информации, которая будет озвучена участниками встречи. Как стало ясно из его слов, подобный призыв основывался на публикациях в Интернете одной из жительниц (на этой встрече ее не было).
— Вот она пишет: «Администрация провела встречу, обещала нам возле церкви посадить туечки, ничего не посадили…» — процитировал Владимир Покамин. — А туечки стоят 20 тысяч! Мы не обещали «посадить туечки», а предлагали, это большая разница. Поэтому давайте освещать то, о чем мы действительно здесь говорим, а не домыслы какие-то.
— Мы ехали сюда, предполагая несколько иной прием, — начал свое выступление возглавляющий делегацию РЖД Алексей Шуганцев, зам. начальника ДКРС-Москва (филиал ОАО «РЖД»). — Соответствующим образом подготовились, есть у нас документальная часть. И мы готовы к диалогу, пожалуйста — любые ваши вопросы.
В первых же вопросах прозвучала главная озабоченность жителей — меры по обеспечению шумозащиты, соблюдение норм по минимальному расстоянию до жилой застройки. Однако Алексей Алексеевич начал издалека, рассказав о трехлетней истории проекта «Усиление инфраструктуры на Горьковском направлении Московской железной дороги» и подчеркнув значение усиления радиальных направлений МЖД. На реконструкцию Горьковского направления и строительство четвертого пути выделено 16,2396 миллиарда рублей на период 2012—2015 гг. Рассматривалось несколько вариантов проекта, привлекались иностранные специалисты, а наши выезжали за границу, чтобы ознакомиться с лучшими мировыми достижениями.
Сам Алексей Шуганцев в прошлом году проходил обучение в Испании — эта страна считается первой в Европе и второй в мире по высокоскоростному железнодорожному сообщению и соблюдению экологических требований. Поделился он и личными впечатлениями: больше всего его, похоже, поразили зверепереходы, устроенные через каждые 2—2,5 километра «железки». Природолюбивые испанские железнодорожники предусмотрели даже переходы для лягушек с учетом сложившихся путей миграции этих земноводных!
Однако этот трогательный факт не очень растрогал реутовчан, которым самим приходится в часы пик пересекать железнодорожные пути по одному-единственному переходу под ТРЦ «Экватор». Как сложится после реконструкции судьба реутовских лягушек, сказать пока затруднительно, но зато люди получат три дополнительных бесплатных перехода между северной и южной сторонами Реутова (всего таких переходов станет четыре, плюс пятый — для выхода на платформу).
Впрочем, о строительстве новых подземных переходов подробно говорилось ранее. А вот ознакомиться с полным комплектом документации власти и жители Реутова пока так и не смогли — проект проходит ведомственную экспертизу. В этой связи Алексей Шуганцев особо подчеркнул жесткость требований экспертизы и строгость технических регламентов ввиду опасности техногенных катастроф. Особое внимание, по его словам, уделяется оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС).
Первостепенное значение придается мерам шумозащиты. На прошлой встрече жителям показали альбом с визуализацией проекта, и увиденные ими на иллюстрациях прямые шумозащитные экраны породили сомнения в достаточности таких мер. На это глава делегации заметил, что экраны в альбоме не соответствуют действительности: изображения создавались, чтобы дать общее представление о том, как будет выглядеть железнодорожная эстакада на Балашиху. На самом деле предполагается использовать импортные экраны с туннельным эффектом — закручивающие звуковую волну по направлению движения состава. Будет ли этого достаточно с учетом замены рельсов на всех путях на не имеющие стыков (именно стыки создают характерный ритмичный шум при движении поезда) — решат эксперты. Но в любом случае шумозащита будет реализована на всем протяжении железной дороги в городской черте, как по земле, так и на эстакаде.
Алексей Шуганцев еще раз подтвердил: сейчас на стройплощадке ведутся подготовительные работы по переносу коммуникаций (высоковольтные кабеля, газо- и теплопровод) от железной дороги. Вновь коснулись вопроса о деревьях. С одной стороны, большие деревья в полосе отвода железной дороги срезаются на общих основаниях, чтобы не создавать угрозы составам и коммуникациям. С другой — по завершению строительства прилегающая территория будет обязательно благоустроена, средства на компенсационную высадку деревьев уже предусмотрены. Правда, жители выразили сомнения — где же пройдет «зеленая зона», если забор стройплощадки придвинулся к улице Октября практически вплотную? Ответ: это временный забор, после окончания работ он будет демонтирован, а постоянное ограждение железной дороги переместится ближе к домам всего на несколько метров (насколько именно — можно будет сказать после экспертизы). Так что места для благоустройства останется достаточно, заверили представители РЖД.
Члены инициативной группы смогли ознакомиться со схемами проекта, задать свои вопросы проектировщику — главному инженеру проекта Анжелике Васиной («Росжелдорпроект»). Количество электропоездов на Балашиху планируется удвоить с имеющихся 10-ти в сутки до 20-ти. Что же касается автопереездов, то этот вопрос будет рассмотрен отдельно на предстоящей встрече президента РЖД Владимира Якунина с губернатором Московской области Андреем Воробьевым. Главный инженер проекта также сообщила, что каждый четверг в 10.00 утра на территории стройплощадки проходит рабочее совещание, где обсуждаются текущие вопросы.
Подытожим: второе обсуждение строительства на реутовском участке железной дороги помогло прояснить ситуацию и разрядить обстановку. Желание РЖД пойти навстречу жителям и властям Реутова можно только приветствовать (кстати, утром 27 ноября на заборе стройплощадки появился щит с информацией и контактами). Но и вопросов, пока остающихся без ответа, еще немало. Так что вторая встреча с представителями РЖД — явно не последняя: после прохождения проектом экспертизы предстоят еще как минимум две, включая публичные слушания (они ориентировочно пройдут во втором квартале будущего года). На наших глазах разворачивается крупнейшая реконструкция реутовского железнодорожного узла, и реутовчане с напряженным вниманием следят за ней.
О предыстории вопроса и первой встрече с представителями РЖД можно прочитать здесь.
О том, как развивались события на другом конце планируемой магистрали. в Казани, можно прочитать здесь.